«БЛАЖЕН МУЖ» - Страница 5

Приведён также и другой вариант («А инии на роспев поют»): «Слава:», «И ныне» и «Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже» распеты мелизматически по образцу избранных стихов, без припевов. То же повторяется и в третьей «славе». Мелизматический стиль, отсутствие речитации в напеве стихов псалмов, как полагают исследователи, говорят о том, что мелодия припева перешла на сами стихи из псалмов, а припевы исчезли из певческой практики. Это подтверждается и простотой мелодии «Слава:» и «И ныне», и обозначением «припев» перед следующими за ними стихами псалма. Хотя принятый в РПЦ Типикон предписывает петь все стихи «Блажен муж» (первый антифон – на восьмой глас; другие два антифона (в субботу вечером) – на текущий глас), в современной русской певческой практике сохраняется принцип исполнения только избранных стихов (как правило, Пс. 1:1a, 6; 2:11, 12c; 3:8a, 9; стоящие между ними стихи иногда прочитываются) с припевом «аллилуия». Наиболее распространены напевы обиходный, Почаевской лавры, Зосимовой пустыни и др. В некоторых изложениях избраны другие стихи: в греческом распеве в гармонизации Д. Соловьёва стих Пс. 1:1 распет целиком; в напеве Зосимовой пустыни добавлен стих Пс. 1:2 и целиком распет стих Пс. 2:12, но опущены стихи Пс. 1:6; 3:8, 9. Иногда распет весь Пс. 1 или даже Пс. 1–3. Второй и третий антифоны «Блажен муж» в приходской практике, как правило, опускаются, и «Блажен муж» тогда состоит из первого антифона; это отражено и в певческих сборниках. В некоторых монастырях второй и третий антифоны прочитываются. Припев «аллилуия» в поздних напевах исполняется по-разному: в греческом и валаамском распевах «аллилуия» однократное, а в обиходном и почаевском – троекратное. Исследователи отмечают, что в современной певческой практике «Блажен муж» и непорочны (Пс. 118) – единственные распетые кафизмы, обычай пения остальных кафизм утрачен. В афонской певческой практике обычно распевается первая часть «Блажен муж», а остальные две или читаются, или опускаются. По праздникам пение «Блажен муж» в афонских монастырях может длиться до получаса. Первая кафизма Псалтири используется также в среду на утрени в Великий пост в качестве рядовой кафизмы, но здесь неприменим термин «Блажен муж». По Мессинскому Типикону, Великим постом первая кафизма стихословилась в среду на первом часе на второй плагальный (т.е. шестой) глас, т.к. глас кафизмы на великопостных часах по Студийскому уставу зависел от самого часа. Кроме того, другие кафизмы на великопостных часах могли, как полагают исследователи, исполняться по образцу кафизм первый, второй или третий, о чём свидетельствуют надписания над первыми (например, «На часе девятом, глас плагальный четвёртый, «Блажен муж»: Кафизма восьмая: «Помилуй мя, Боже»).



 
PR-CY.ru