«БЛАЖЕН МУЖ» - Страница 4

Такие указания встречаются уже в студийском «Ипотипосисе». По Студийскому уставу все кафизмы исполнялись с аллилуариями – так назывались припевы «Аллилуия» на определённый напев (от которого зависел напев стихов псалма). По преданию, зафиксированному в студийских Типиконах, Феодор Студит написал 72 таких аллилуиария. Студийские Типиконы сообщают также о существовании пяти других аллилуиариев: одного четвёртого, трёх второго плагального (т.е. шестого) и одного четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласов. Первая «слава» «Блажен муж» сопровождалась двумя аллилуиариями четвёртого плагального гласа: один (из числа пяти особых) припевался к Пс. 1 и 2, другие (из числа 72) – к Пс. 3. Иерусалимские уставы, начиная с древнейших, указывали «возвышать голос» на Пс. 3 (в некоторых указывалось возвышать голос на Пс. 2), что, как полагают исследователи, связано со студийской певческой практикой. Это же указание присутствует и в старопечатных Типиконах XVII в., но не отмечено в современных. Старопечатные Типиконы 1610 и 1641 гг. подробно описывают порядок пения «Блажен муж» на воскресном всенощном бдении: из первой «славы» предписывается петь с припевом «аллилуия» лишь избранные стихи; те же стихи зафиксированы в рукописных обиходах XVII в. и печатном старообрядческом 1911 г. Во многих певческих рукописях (XVI–XVII вв.) гласовые указания перед «Блажен муж» не приводятся. Иногда «Блажен муж» предваряется рубрикой: «Начинает первый лик высочайшим гласом светло». Певческая модель псалмодии «Блажен муж» следующая: первое полустишие «Блажен муж» и припев «аллилуия» исполняются на особый начальный напев; мелодия второго полустишия с припевом «аллилуия» является моделью для исполнения последующих избранных стихов первой «славы». Относительно второй и третьей «славы» «Блажен муж» Типиконы 1610 и 1641 гг. содержат лишь общее указание, что петь их следует «на глас дню». В русских певческих рукописях XVI–XVII вв. нотируется, как правило, только первая «слава» «Блажен муж». Встречаются рукописи, в которых нотированы все три «славы». Каждая из трёх «слав» распевается на индивидуальный напев, не зависящий от текущего гласа. В Обиходе 1911 г. избранные стихи второй «славы» (Пс. 4:2, 4) распеты путевым распевом на мелодию мелизматического типа. Припевов у этих стихов нет. «Слава:» и «И ныне» имеют речитативную мелодию, характерную для псалмодии, а в качестве припевов к ним приведены стихи из псалмов (Пс. 4:6, 7), распетые на ту же мелодию, что и стихи Пс. 4:2, 4. Затем трижды речитативно распевается «Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже», после каждого раза – избранный стих псалма (Пс. 4:9; 5:3, 12) мелизматическим распевом.

 



 
PR-CY.ru