«БЛАЖЕН МУЖ» - Страница 2

В Студийско-Алексиевском Типиконе «Блажен муж» полагается накануне Господских (за исключением Рождества, Богоявления и Пасхи) и Богородичных праздников, дней памяти Иоанна Предтечи (его Зачатия, Рождества, Усекновения главы) и таких святых, как апостол Иоанн Богослов, бессребреники Косма и Дамиан. По Типикону Георгия Мтацминдели XI в. (грузинская версия афонской редакции Студийского устава), «Блажен муж» также поётся и на воскресной службе, и накануне Господских и Богородичных праздников, и в честь святых. В константинопольском Евергетидском последней трети XI в. и южноитальянском Типиконах заметна тенденция отмечать праздничные вечерни не заменой вечерней кафизмы на «Блажен муж», а полной отменой и того и другого. В Мессинском Типиконе 1131 г. на Рождество Богородицы и на Воздвижение (8 и 14 сентября) назначена первая «слава» «Блажен муж», хотя на другие праздники стихословие полностью отменяется. Этот и Николо-Казолянский Типиконы предписывают отмену «Блажен муж» даже в субботу вечером, если на воскресенье приходится Господский праздник, а при совпадении с воскресеньем праздников Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы Мессинский Типикон – пение только первой «славы» первой кафизмы. Указания об использовании «Блажен муж» в разных редакциях Иерусалимского устава, который в XII–XIV вв. был принят православными поместными церквами, сводятся к предписанию петь в субботу вечером целиком первую кафизму, а накануне праздников – её первую «славу» и различаются в основном незначительно. По современному Типикону РПЦ, «Блажен муж» поётся накануне воскресных (вся кафизма) и праздничных (только первый антифон) дней, в которые положена бденная или полиелейная служба. После «Блажен муж» произносится малая ектения; если поётся вся кафизма «Блажен муж», ектении должны произноситься после каждой из трёх «слав». На Господские праздники Воздвижения, Рождества, Богоявления, Преображения и Вознесения «Блажен муж» отменяется, но если они (кроме последнего) случаются в воскресенье, «Блажен муж» поётся (вся кафизма), а если в понедельник – стихословится первый антифон. Служба праздника Вознесения Господня может соединяться со службой апостола Иоанна Богослова (8 мая), в этом случае «Блажен муж» (первый антифон) поётся. Храмовые главы 51 и 55 (если память храмового святого совпадает с Вознесением или Пятидесятницей) также указывают соединять службы со ссылкой на главу о Вознесении и апостоле Иоанне Богослове. Накануне воскресных дней первая кафизма Псалтири отменяется только раз в году – в Великую субботу. Есть один случай исполнения «Блажен муж» на неполиелейной службе – 1 сентября (начало церковного года и память Симеона Столпника), когда совершается праздничная вечерня с «Блажен муж» и славословная утреня. Подобные указания содержатся уже в самых ранних палестинских рукописях Иерусалимского устава XII в.; особенность службы на память Саввы Освященного (престольный праздник палестинской лавры преподобного Саввы), согласно этим рукописям, в отмене вечернего стихословия. Более поздние рукописи (с XIII в.) содержат указания, тождественные принятому ныне в РПЦ Типикону, но некоторые из них допускают соединение службы праздника Воздвижения со службой Иоанна Златоуста (подобно совмещению служб Вознесения и апостола Иоанна Богослова), в этом случае на вечерне есть «Блажен муж».

 



 
PR-CY.ru