Словарь по христианству Б БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 2

БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 2

В славянском Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании. После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников. В современном православном богослужении в число Богородичных праздников входят: Рождество Богородицы (8 сентября); память Её родителей, св. праведных Иоакима и Анны (9 сентября); Введение во храм (21 ноября); Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии (9 декабря); Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря); Благовещение (25 марта); Суббота Акафиста (пятая суббота Великого поста); Обновление (т.е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (пятница Светлой седмицы), Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2 июля); Успение праведной Анны (25 июля); Успение Пресвятой Богородицы (15 августа); Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (31 августа), а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божьей Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери. Четыре важнейших Богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (с днём Введения во храм это произошло значительно позже других – в XIV в.). Прочие Богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвящённые святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону, используемому ныне в РПЦ, на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением. С большой торжественностью в Русской церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (1 октября; греческий аналог праздника – 28 октября). Служба на двунадесятые Богородичные праздники имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днём. Бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поётся), праздничную утреню и первый час. На девятой песни канона утрени песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа моя Господа») отменяется, а вместо стихов песни пророка Захарии поются праздничные припевы (величания; полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются). На литургии поются изобразительные антифоны на блаженнах – тропари из канона праздника, но в греческой богослужебной практике на двунадесятые Богородичные праздники, как и на Господские праздники, поются особые праздничные антифоны. В попразднества двунадесятых Богородичных праздников Октоих не поётся (кроме воскресных дней), служба Минеи соединяется со службой праздника; в дни отданий на литургии читаются наряду с дневными и чтения праздника (чего не бывает в отдания Господских праздников). При совпадении двунадесятого Богородичного праздника с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причём воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет некоторые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поётся догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное.

 



 
PR-CY.ru