БРЮЛЛОВ Карл Павлович

БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799–1852 гг.) – русский живописец, соединивший в своём творчестве профессионализм академической школы живописи с жизненной достоверностью. Потомок выходцев из Франции. Первые уроки получил у своего отца, живописца Павла Ивановича Брюлло. В 1809–1821 гг. учился в императорской Академии Художеств у Андрея Ивановича Иванова, Алексея Егоровича Егорова и Василия Козьмича Шебуева. В 1821 г. за дипломную работу «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» (Русский музей) получил большую золотую медаль и диплом первой степени. В 1822–1835 гг. – пенсионер Общества поощрения художников в Италии. Живя в Риме, К.П. Брюллов писал картины на мифологические и литературные сюжеты и бытовые сцены из итальянской жизни (например, «Итальянский полдень». 1827 г., Третьяковская галерея). В 1836–1849 гг. преподавал в императорской Академии Художеств, с 1846 г. – профессор первой степени. Имел учеников, способствовал освобождению Тараса Григорьевича Шевченко от крепостной зависимости. С 1849 г. жил на острове Мадейра, с весны 1850 г. – в Италии. Для исторических картин К.П. Брюллова характерен поиск «большой темы», которую он видел в подлинных исторических событиях. Полотно «Последний день Помпеи» (1833 г., Русский музей), которое принесло её автору европейскую известность, написано по заказу Акинфия Никитича Демидова. Источниками для воплощения сюжета стали изучение руин Помпей, свидетельства современников события (Плиния Младшего, Тацита), исследования археологов. К.П. Брюллов соединил классицистический принцип построения композиции, цветового решения, трактовки формы (фигуры людей напоминают статуи) с романтической эмоциональностью. Его портретное наследие обычно делят на две группы – парадные и камерные. В отличие от парадного портрета XVIII в. К.П. Брюллов создавал портреты-картины, на которых запечатлён эмоционально-восторженный момент в жизни человека, внутренний мир модели в таких работах не раскрывается. В картине «Всадница» (1832 г., Третьяковская галерея) изображение Джованины и Амацилии Пачини передаёт гармоничные и эмоционально утончённые образы воспитанниц графини Юлии Павловны Самойловой. Идеально возвышен образ Ю.П. Самойловой в работе «Ю.П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком» (1832 г., Музей искусства Сан-Диего. Калифорния). Лёгкость и грация присущи «Портрету великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830 г., Русский музей). В творчестве К.П. Брюллова есть и романтические по образному решению картины, например, «Портрет Нестора Васильевича Кукольника» (1836 г., Третьяковская галерея). В 1830 гг. К.П. Брюллов написал цикл портретов деятелей культуры: скульптора Ивана Петровича Витали (1837 г., Третьяковская галерея), баснописца Ивана Андреевича Крылова (1839 г., Третьяковская галерея), певицы Полины Виардо (1844 г., Русский музей), в которых он стремился раскрыть внутренний мир, психологию человека. Среди лучших произведений этого жанра выделяются «Автопортрет» (1848 г.) и портрет итальянского археолога Микеланджело Ланчи (1851 г., оба в Третьяковской галерее). Некоторые произведения К.П. Брюллова остались незаконченными, среди них – начатая в 1839 г. монументальная картина на сюжет из русской истории «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г.» (Третьяковская галерея). В 1843–1847 гг. К.П. Брюллов выполнял живописные работы для Исаакиевского собора (завершил художник Пётр Васильевич Басин). Большинство эскизов, картонов для стенной живописи и плафона хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее. Для Казанского собора К.П. Брюллов написал «Взятие Божией Матери на небо» (не позднее 1842 г., Русский музей). В религиозную живопись он стремился внести черты реальных переживаний. Таково «Распятие», написанное для лютеранской церкви св. Петра в Санкт-Петербурге (1838 г., Русский музей, эскиз – в Третьяковской галерее).

 
PR-CY.ru