«БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ» - Страница 5

Участие РПЦ в 1970 гг. в миротворческой деятельности вызвало появление в «Богословских трудах» большого числа работ по иринологии – богословскому учению о мире (состоянии без войны) и об ответственности христиан за мир. Авторами этих статей были как представители РПЦ, так и немецкие и финские участники соответствующих богословских собеседований. Другая тема, нашедшая отражение на страницах «Богословских трудов» и также бывшая предметом межхристианских собеседований, – проблемы экуменизма. Нравственное богословие представлено циклом статей К.Е. Скурата («Заповеди блаженства – лествица духовного совершенствования», «Обличение пороков в русской церковной литературе XI–XVII веков», «Христианское учение о молитве и её значение в деле духовно-нравственного совершенствования»); работой протоиерея Александра Ветелева «Царство Божие». К области аскетического богословия относится отрывок из большого труда епископа Варнавы (Беляева) «Опыт православной аскетики». Работы по апологетике в «Богословских трудах» практически отсутствуют, поскольку в годы государственного атеизма невозможно было публиковать статьи в защиту веры, исключением является написанная в 1887 г. магистерская диссертация епископа Михаила (Грибановского) «Истина бытия Божия (опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью)». Ряд статей по истории духовного образования и становлению русской богословской мысли опубликован в номерах «Богословских трудов», посвящённых 175-летию Ленинградской духовной академии и 300-летию Московской духовной академии, а также в других сборниках, например, статья архимандрита Иоанна (Экономцева) «Московская Духовная Академия в период пребывания в Троице-Сергиевой Лавре». К наиболее значительным публикациям в области гомилетики относятся избранные лекции митрополита Антония (Вадковского) «Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества», работа А. Гребенетского «Слова и поучения в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария», статья К.Е. Скурата «Внутреннее устроение христианина в искусстве церковного слова Древней Руси». Иногда публиковались и материалы духовно-назидательного характера, например, беседы протоиерея Николая (впоследствии митрополит Григорий (Чуков) и проповеди священника Павла Флоренского). В публикациях по церковному праву выделяется ряд работ выдающегося русского канониста Сергея Викторовича Троицкого: «Кто включил папистическую схолию в православную Кормчую» и «Св. Мефодий как славянский законодатель», «Святой Мефодий или Болгарский князь Борис составил Закон судный людем?», «Афон и международное право» (статья о самом С.В. Троицком архиепископа Иринея (Середнего) помещена в № 12). Среди других работ по церковному праву – статьи К.Е. Скурата «Единство Святой Церкви и Поместные Православные Церкви», в которой рассматриваются церковно-канонические вопросы автокефалии, протоиерея В. Цыпина «Проблемы канонического устроения Церкви», Владимира Ивановича Талызина о каноническом статусе церковного Предания. Календарным проблемам посвящены две статьи Огицкого и статья протоиерея Л. Воронова (дискуссия на эту тему отражена в материалах Поместного собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.).

 



 
PR-CY.ru