«БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ» - Страница 3

Большое место среди материалов «Богословских трудов» занимают публикации святоотеческих творений: святителей Афанасия I Великого («Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти»), Григория Паламы («Письмо своей Церкви»), Августина Блаженного («Об обучении оглашаемых», «Исповедь», «О Троице»), священномучеников Ипполита Римского («Апостольское предание»), Киприана Карфагенского («Письма»), Мефодия Патарского (шесть сочинений), преподобных Романа Сладкопевца («О десяти девах (кондак)») и Аммона (Аммонаса; «Семь посланий», «Наставления», «Фрагменты»), а также Тертуллиана («Апология», «О покаянии») и Минуыция Феликса («Октавий»). Русская святоотеческая литература представлена «Толкованием второго псалма» митрополита Московского Филарета (Дроздова) и рядом изданных впервые работ Игнатия (Брянчанинова): «Слово о человеке», «Слово о Ангелах» и др. Сопровождающие публикации святоотеческих трудов предисловия и послесловия часто представляют собой патрологические исследования, например, статья протоиерея Петра Бубуруза о священномученике Ипполите Римском и его «Апостольском предании», цикл статей архиепископа Михаила (Чуба) о священномученике Мефодии («Святой священномученик Мефодий и его богословие», «К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия», «Предание Церкви в богословии св. Мефодия» и «Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия»), статья Алексея Ивановича Сидорова о личности и творениях св. Аммона и др. Из самостоятельных патрологических сочинений, опубликованных в «Богословских трудах», наибольший интерес представляют работы Ивана Васильевича Попова «Святой Иларий, епископ Пиктавийский»; «Святой Амфилохий, епископ Иконийский» (статья К.Е. Скурата о самом И.В. Попове представлена в № 30). Ряд статей о творчестве Феофана Затворника опубликованы архимандритом Георгием (Тертышниковым): «Богословское наследие епископа Феофана Затворника», «Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни», «Божественная благодать и свобода человека (по творениям святителя Феофана Затворника)». Автореферат магистерской диссертации игумена Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)» опубликован в № 6. В области догматического богословия наиболее значительные публикации связаны с именем В.Н. Лосского: ставшие классическими работы «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» и «Догматическое богословие»; ряд глав из книги «Видение Бога», представляющей святоотеческий опыт богопознания; три статьи из посмертно изданного сборника «По образу и подобию Божию»: «Апофаза и троическое богословие», «Богословие образа» и «Богословское понятие человеческой личности», а также эсхатологический этюд «Господство и царство», статьи «Догмат о непорочном зачатии», «Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита» и «Августин учитель». О самом В.Н Лосском и его богословии писали архиепископ Василий (Кривошеин) и диакон Александр Мумриков, протоиерей Иоанн Мейендорф и Ведерников; статья Николая Дмитриевича Медведева «Антропологический этюд» представляет собой одну из глав его диссертации «Гносеология по богословию В.Н. Лосского».

 



 
PR-CY.ru