БЛЕЙК Уильям

БЛЕЙК Уильям (1757–1827 гг.) – английский поэт и художник, мистик-визионер. Сын лондонского лавочника, получил домашнее образование, затем обучался ремеслу гравёра, которым занимался до конца жизни, будучи преуспевающим художником-графиком и членом Королевской академии. Первый сборник стихов Уильяма Блейка «Поэтические наброски» («Poetical Sketches») вышел в 1783 г. В 1778 г. он сблизился с сектой английских мистиков, близких к Эммануилу Сведенборгу, влияние философии которого ощутимо в раннем цикле стихов Уильяма Блейка «Песни невинности» («Songs of Innocence», 1789 г.), проникнутом светлым оптимизмом, уверенностью в торжестве христианской духовности и спасении человечества, пребывающего под защитой Доброго Пастыря. В этом цикле начала оформляться система идей и символических образов, которые стали сквозными в творчестве Уильяма Блейка. За внешне простыми сюжетами стихов (игры детей, красота природы, пастушеские песенки) скрывались, согласно учению Э. Сведенборга о соответствии любых реалий земного мира горнему, аллегории жертвенного Агнца, Добра, Любви, Терпимости. Понятие невинности трактовалось им в библейском смысле как инстинктивная человеческая вера в Бога и естественная близость к Нему, дарующая верующему высшую мудрость – «божественное видение». Этот дар Уильям Блейк считал наследием прежнего безгрешного состояния, напоминанием об Эдеме. Подробнее философскую концепцию странствия человеческой души от Вечности (Эдема) к земному существованию, утрате невинности, а затем её новому обретению и возвращению к Вечности он изложил в трактате «Нет никакой естественной религии» («There is no Natural Religion», 1788 г.). Разделяя вслед за Э. Сведенборгом духовное и телесное начала в человеке, Уильям Блейк полагал, что именно душа, сохраняющая невинность и веру, позволяет человеку считаться «подобием Неба» и существом, достойным преклонения. Второй этап его творчества связан с разочарованием в учении Э. Сведенборга и обращением к традиции неоплатонизма (в это время он попадает под влияние английского неоплатоника Томаса Тейлора), а также с осмыслением несправедливости общественного устройства, неравенства, глубоких социальных конфликтов, которые привели в конце ХVIII в. к Французской революции, восторженно встреченной поэтом. В 1790 гг. его взгляды не только расходятся с христианским вероучением, но и резко противопоставляются ему. В полемике с «Песнями невинности» Уильям Блейк пишет исполненные горечи и пессимизма «Песни опыта» («Songs of Experience», 1794 г.).

 



 
PR-CY.ru