БЕРНИНИ Джованни Лоренцо - Страница 2

Одна из важнейших работ Бернини – алтарная композиция «Экстаз св. Терезы» для капеллы Корнаро в римской церкви Санта-Мария делла Виттория (1647–1651 гг.). В основу сюжета положено свидетельство св. Терезы Авильской о чудесном видении ангела, который, поразив её сердце стрелой, наделил чувством великой любви к Богу. Фигуры св. Терезы и ангела, представленные на облаке на фоне пучка золотых лучей, помещены в декорированную алтарную нишу. В изображении ангела умело передано чувственное обаяние, духовный восторг св. Терезы передан как состояние смерти: запрокинутая голова, закрытые глаза, пластически мощные складки одежды скрывают реальный объём тела. В боковых стенах капеллы расположены рельефы с изображениями семьи донатора, молящейся св. Терезе. Работы Бернини вслед за мастерами Ренессанса и раннего барокко окончательно определили облик собора св. Петра в Риме – его скульптурные работы, статуи императора Константина Великого и св. Лонгина (1635–1638 гг.), надгробия пап Урбана VIII (1647 г.) и Александра VII (1678 г.). Расположенная в главной апсиде кафедра св. Петра (1651–1666 гг.) и бронзовый киворий над гробницей апостола Петра (1624–1633 гг.) органично вписываются в архитектуру собора, что принципиально важно для барокко. К шедеврам архитектурного творчества Бернини относится площадь перед собором (1656–1667 гг.). Обрамляющие её галереи, переходящие в открытые колоннады, придают пространству динамичные очертания трапеции и овала, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа св. Петра». В фасаде Палаццо дель Квиринале (1638 г.), капелле Раймонди в церкви Сан-Пьетро ин Монторио (1640–1648 гг.), фасаде и портале церкви Санта-Мария дель Пополо (1657 г.), церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1658–1660 гг.) использованы барочные элементы зодчества овального плана. Очертания стен образуют эллипс, перпендикулярный основному направлению движения от входа к алтарю, находясь, таким образом, в «фокусной точке» пространства, человек попадает в зону пересечения противодействующих осей и физически ощущает воздействие сокрытой в плане формы креста. Выразительными пластическими акцентами в архитектуре римских площадей стали фонтаны Бернини: на Пьяцца Барберини – «Тритон» (1640 г.), «Пчёлы» (1644 г.), на Пьяцца Навона – «Четыре реки» (1647–1651 гг.).



 
PR-CY.ru