БРЕСТСКИЕ СОБОРЫ

БРЕСТСКИЕ СОБОРЫ – Соборы духовенства Западнорусской митрополии, созывавшиеся в Бресте (входившем во Владимиро-Волынскую епархию) в 1590–1594 гг. В их работе участвовали митрополит и епископы, настоятели монастырей, представители приходского духовенства, послы от братств и православного дворянства. Созыв Брестских соборов был важным шагом, направленным на преодоление глубокого кризиса, в котором оказалась православная церковь на западнорусских землях в середине – второй половине XVI в. Православное общество и духовенство были не готовы к усилившейся в эти десятилетия экспансии протестантизма и посттридентского католицизма. Традиционная система образования не могла подготовить православных священнослужителей к тому, чтобы успешно отстаивать свои убеждения в полемике с инославными, и удовлетворить возросшие духовные потребности своей паствы. Объективные сложности усиливались действием дополнительных факторов. Середина – вторая половина XVI в. на украинско-белорусских землях стали временем упадка таких традиционных центров православной духовной жизни, как монастыри, т.к. их патроны (не только светские, но и духовные) использовали монастырское имущество для собственного обогащения. К этому времени широкое распространение получила передача королём епископских кафедр светским людям в качестве вознаграждения за оказанные услуги. Назначенные таким образом епископы были совсем не подготовлены к ведению полемики с инославными, а их необразованность и полумирской образ жизни, стремление использовать церковное имущество для обогащения своих родственников вызывали враждебную реакцию со стороны паствы. Результатом стали падение престижа духовенства и переход значительных групп православного дворянства и мещанства в католицизм и протестантизм. В условиях, когда патроном православного церковного учреждения гораздо чаще, чем раньше, становился инославный дворянин, обострились и традиционные для украинско-белорусских земель недостатки церковной жизни, в частности, приходские священники были подчинены светским патронам больше, чем епископам. Землевладелец не только мог сместить неугодного священника с прихода, но и часто облагал его поборами и принуждал к работе в своём хозяйстве. Следствием такого положения дел стали забитость и необразованность приходского духовенства, а возможности иерархов воздействовать на него оказывались очень ограниченными. Важная особенность церковной жизни в Западнорусской митрополии состояла в том, что первые серьёзные усилия по улучшению положения (в частности, попытки создания для православной молодёжи училищ нового типа) предпринимались не епископами, а братствами – объединениями православных мещан крупных городов (прежде всего, Вильно и Киева), в состав которых стали постепенно вступать православные вельможи и дворянство. Братства имели основание считать себя едва ли не главной силой, способной вывести православную церковь из кризиса.

 



 
PR-CY.ru