БЕЛГРАДСКО-КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ

БЕЛГРАДСКО-КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ (1726–1739 гг.) возникла в сложный для истории Сербии момент, когда по условиям Пожаревацкого мира (1718 г.) в результате Австро-турецкой войны Османская империя уступила Австрии территорию Баната (Вршацкая и Темишварская епархии) и Северной Сербии (Белградская и Валевская епархии). Карловацкий митрополит Викентий (Попопвич; 1713–1725 гг.) отстаивал перед австрийскими властями целесообразность вхождения этих епархий в его юрисдикцию в целях сохранения церковного единства сербов под австрийской короной. Однако Вена, заручившись поддержкой Белградского митрополита Моисея (Петровича), который с 1722 г. был коадъютором митрополита Викентия, создала на присоединённых к ней территориях особую Белградскую митрополию, подчинив ей также румынского епископа в Рымнике. Раскол удалось преодолеть только после кончины Карловацкого митрополита, чьим преемником стал Моисей (Петрович; 1726–1730 гг.), объединивший под своей властью обе митрополии под названием Белградско-Карловацкой митрополии и ставший «верховным архиепископом и митрополитом» всего православного населения Австрии. Однако после его кончины высший церковный клир вновь раскололся на два лагеря, каждый из которых оправдывал свои действия стремлением к единству. На общенародном Соборе 1731 г. в Сремски-Карловци императорский комиссар граф Локателли, ссылаясь на волю австрийского императора, настаивал на разделении митрополии, что вновь привело бы к ситуации раскола. Но, учитывая сопротивление сербов и неблагоприятное внешнеполитическое положение Габсбургской империи, австрийское правительство было вынуждено в качестве исключения разрешить избрание единого митрополита, которым стал Викентий (Йованович; 1731–1737 гг.). Во время существования единой Белградско-Карловацкой митрополии был учреждён архиепископский суд, в церквах появились метрические книги, повсеместно проводилась просветительская работа. По просьбе митрополита Моисея российский император Пётр I в 1724 г. подписал указ о командировании к сербам учителя славянского и латинского языков старшего справщика и переводчика при типографии Святейшего Синода Максима Терентьевича Суворова, чья деятельность заслужила одобрение и благодарность со стороны сербских архиереев. При митрополите Викентии из России прибыли Э. Козачинский, П. Казуновский, Т. Климовский, Г. Шумлян, Т. Левандовский, И. Минацкий, но их деятельность не получила такой, как раньше, поддержки со стороны церковных властей, вынужденных во многом прислушиваться к указаниям, исходившим из Вены. Одной из своих важных задач глава Белградско-Карловацкой митрополии считал борьбу с униатами, которых активно поддерживали австрийские власти. Митрополит выступал за отмену различных запретов и ограничений на строительство православных храмов и создание новых приходов, за сохранение привилегий, дарованных сербам в 1690 г. императором Леопольдом I за заслуги в борьбе с турками. В то же время высший церковный клир не всегда был последователен в защите интересов своих прихожан, например, попустительством тому, что православных принуждали отмечать католические праздники. После кончины митрополита Викентия и заключения Белградского мира в 1739 г., по которому Австрия вернула Османской империи Северную Сербию, Белградско-Карловацкая митрополия перестала существовать, разделившись на Карловацкую епархию под властью Австрии и Белградскую под управлением Печской патриархии.

 
PR-CY.ru