БОТТ Бернар

БОТТ Бернар (1893–1980 гг.) – учёный-литургист, монах бенедиктинского аббатства Мон-Сезар в Бельгии. В 1922 г. принял священный сан. Один из активных участников западного литургического движения. В 1956 г. основал Высший институт литургики (Institut supérieur de Liturgie) при Католическом институте в Париже, основной задачей которого было объединение усилий учёных из разных стран в изучении христианского богослужения и применение новых знаний в пастырской практике; до 1964 г. занимал в институте пост директора. В 1962–1963 гг. входил в состав комиссии по подготовке документов второго Ватиканского собора, касающихся реформы богослужения (Commission préparatoire de liturgie), в том числе конституции Sacrosanctum concilium, принятой 4 декабря 1963 г. Возглавлял группу по пересмотру римского Понтификала, результатом деятельности которой стало упразднение чинов поставления в низшие степени католической иерархии, радикальная переработка чинопоследований рукоположений и конфирмации и т.д. Наряду с другими авторитетными литургистами (такими, как Йозеф Юнгманн, Луи Жан Буйе, Пьер Жи) работал в комиссии по реформе римской мессы; комиссия составила ряд документов, кардинальным образом изменивших традиционное католическое богослужение. Основные труды Бернара Ботта посвящены истории римского обряда, эортологии и сравнительной литургике. Широкую известность ему принесла работа «Les Origines de la Noël et de l'Épiphanie» («Истоки Рождества и Богоявления»), содержащая краткое изложение основных теорий о происхождении праздников Рождества Христова и Крещения Господня. Бернар Ботт разделял идеи, развиваемые так называемой школой истории религии, сторонники которой искали в дохристианских солярных мистериях родственные с христианскими праздниками черты. Его научно-теоретические взгляды нашли отражение во введении и комментариях к книге Карла Антона Баумштарка, которую он перевёл на французский язык (Liturgie comparée. Chevetogne, 1954 г.). Бернару Ботту принадлежат статьи об анафоре литургии апостолов Аддая и Мари, крещении и рукоположениях у несториан и сиро-яковитов. Им были подготовлены критические издания и комментированные переводы римского канона мессы и важнейших древних памятников, таких, как «Апостольское предание», трактат «О таинствах» и др. При реконструкции «Апостольского предания» Бернар Ботт опирался, прежде всего, на латинскую версию памятника, составителем которого считал Ипполита Римского (III в.). Отстаивал традиционную атрибуцию трактата «О таинствах», сохранившегося в некоторых рукописях под именем Амвросия Медиоланского (ум. в 397 г.). Перу Бернара Ботта принадлежат также статьи о мессе и чинах таинств согласно римскому обряду в журналах и энциклопедиях.

 
PR-CY.ru