БЕЛЯЕВ Митрофан Петрович

БЕЛЯЕВ Митрофан Петрович (1836–1904 гг.) – русский лесопромышленник, музыкальный издатель и меценат, основатель Беляевского кружка, объединившего многих выдающихся музыкантов. Родился в семье известного петербургского лесопромышленника Петра Абрамовича Беляева, мать по происхождению – из обрусевших шведов. Митрофан Беляев с молодости принимал активное участие в делах отца, прожил несколько лет в Олонецкой губернии на берегах Белого моря в селе Сорока. В 1867 г. получил разрешение от Министерства государственных имуществ Российской империи на эксплуатацию лесов на берегах реки Выг, а 19 сентября 1869 г. запустил паровой лесопильный завод на берегу Сорокской бухты Белого моря (ныне город Беломорск). Проживая в Архангельске, организовал любительский кружок квартетной музыки, сам исполнял партию второй скрипки. Под влиянием своего увлечения новейшей русской музыкой, в особенности сочинениями А.К. Глазунова, М.П. Беляев с 1884 г. оставил активную предпринимательскую деятельность, передав руководство семейными лесопромышленными предприятиями младшему брату Сергею Петровичу (1847–1911 гг.), предался всецело служению интересам русской музыки и занимался только меценатством. С 1884 г. М.П. Беляев устраивал у себя дома в Петербурге еженедельные музыкальные вечера камерной музыки (которые в первое время не прерывались даже и летом), положивших начало объединению выдающихся музыкальных деятелей, в дальнейшем известного как Беляевский кружок. Обычными посетителями «Беляевских пятниц» бывали Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Константинович Глазунов, Анатолий Константинович Лядов и многие другие выдающиеся музыканты-композиторы и исполнители. Здесь можно было встретить и Александра Порфирьевича Бородина, Петра Ильича Чайковского, Цезаря Антоновича Кюи, и приезжих артистов, как, например, Артура Никиша и других. Тесные связи с Беляевским кружком поддерживал музыковед Александр Вячеславович Оссовский. Одним из видных представителей молодого поколения беляевцев был польский композитор, дирижёр и педагог Витольд Осипович Малишевский. Исполнялись на этих вечерах произведения преимущественно любительским квартетом, в котором сам Митрофан Петрович играл на альте, наряду с классическими произведениями иностранной музыки, и только что написанные сочинения русских композиторов. Большое число мелких отдельных пьес, написанных нарочно для Беляевских пятниц, изданы затем М.П. Беляевым в двух сборниках под заглавием «Пятницы» («Вестник Самообразования», 1904, № 6). По пятницам разыгрывались и сочинения, присылавшиеся ежегодно на конкурс, учреждённый М.П. Беляевым при Санкт-Петербургском обществе камерной музыки (последние годы М.П. Беляев состоял председателем этого общества).

 



 
PR-CY.ru