БОГОСЛОВСКОЕ МНЕНИЕ

БОГОСЛОВСКОЕ МНЕНИЕ (теологумен) – частное мнение по догматическому вопросу, существующее наряду с догматами и вероучительными истинами, обладающими авторитетом догматов. Возможность высказывать богословское мнение проистекает из того, что догмат всегда шире любой догматической формулировки. И даже в тех случаях, когда церковь составляет словесное выражение догматической истины, полностью быть описанной она никогда не может. В словесной формуле раскрываются лишь те существенные стороны догмата, отклонение от которых ведёт к отпадению от единства с церковью. При этом не затрагиваются частные случаи и детали. Об этой принципиальной несводимости догматической истины лишь к той словесной форме, в которой она высказана, говорил уже Ориген в III в., различая свидетельства Писания и Предания и тайное учение, оставленное апостолами, чтобы «могли иметь упражнение и показать таким образом плоды своего ума наиболее ревностные и любящие мудрость из числа преемников (апостолов)». Об этом же в XIX в. пишет митрополит Макарий (Булгаков): «…Как нет догматов, которые были бы совершенно нераскрыты в Церкви (о каждом непременно существует в ней какое-либо ясное учение), так точно нет догматов, раскрытых до малейших подробностей: о каждом (даже о догмате Святой Троицы) всегда можно предложить такие вопросы, на которые ответа не найдём в положительном учении Церкви, и надобно будет ограничиваться только частными мнениями, своими ли или древних знаменитых пастырей Церкви». Следовательно, принципиальная невозможность исчерпать всё содержание догматической истины в словесной формуле предполагает возможность появления богословского мнения. Этот процесс происходит в церкви постоянно. В истории есть множество примеров, когда христианские авторы, богословы, а иногда даже Соборы и поместные церкви, побуждаемые еретиками и заблуждающимися или стремящиеся разрешить вопросы, на которые нет исчерпывающего и всестороннего ответа в учении церкви, предлагают формулировки, суждения, системы, раскрывающие и поясняющие те или иные вероучительные истины. Отличие богословского мнения от догмата заключается в том, что «догмат имеет универсальный или всеобщий характер, ставящий его выше преходящих условий места, времени, народности, индивидуальности и проч. Он есть то, что признаётся всеми (т.е. Вселенской церковью), а богословское мнение, отличающееся частичностью и неполнотою истины, узнаётся именно из отсутствия этого тождества или согласия сознания, оно есть то, что не признаётся всеми (т.е. Вселенской церковью) и в отношении к чему существуют даже взаимно исключающие друг друга противоречия и разногласия. Мнения богословские по существу своему суть частные мнения, а догматы – мнения всей Церкви».

 



 
PR-CY.ru