БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ - Страница 3

Несмотря на то что обряд благословения хлебов монастырский по происхождению, он получил распространение и в приходской практике. На Руси до XVII в. благословение хлебов совершалось накануне больших праздников; хлебы благословлял старший из священников, но не епископ, даже если он присутствовал. В кафедральных храмах и монастырях после вечерней службы могли также освящаться кутья и канун (напиток), при этом читались молитвы из чина благословения колива и несколько изменённая из чина благословения хлебов. В приходских храмах благословенные хлебы обычно не раздавались, а рассылались по домам наиболее значительных прихожан в качестве благословения. В монастырях в зимнее время хлебы раздавались в храме во время Великого чтения, в летнее – в трапезной после литургии. В настоящее время чин благословения хлебов, который, согласно Типикону, должен совершаться каждый раз при служении всенощной, во многих приходских и монастырских храмах Русской православной церкви бывает только накануне больших праздников. Благословенный хлеб раздаётся в храме (обычно в ходе той же всенощной, во время помазания елеем). В греческой приходской практике благословение хлебов также бывает по праздникам, но особенность, во-первых, в том, что этот чин может быть заказан как треба (верующие приносят свои хлебы и вино, так что число благословляемых хлебов обычно значительно больше пяти и может достигать несколько десятков); во-вторых, благословение хлебов совершается вне чина всенощного бдения, которое в греческой приходской практике вообще отсутствует и может быть как в конце вечерни, так и в конце утрени. Благословение хлебов по всем Типиконам в общем один и тот же. Во время литии в средней части храма ставится столик-«четвероножец», а на него – специальный церковный сосуд, так называемая литийница (самая древняя сохранилась в монастыре великомученицы Екатерины на Синае), состоящая из трёх подсвечников, подставки для стаканчиков с елеем и вином, чашечки для зёрен пшеницы и блюда для хлебов (чашечки для пшеницы может не быть – например, старообрядцы в соответствии с древним обычаем возлагают хлебы поверх пшеницы). После «Ныне отпущаеши», Трисвятого и «Отче наш» поётся трижды тропарь на благословение хлебов: на бдении под двунадесятые праздники это отпустительный тропарь праздника; под воскресенье – «Богородице Дево»; на службе в честь святого со знаком бдения дважды поётся его отпустительный тропарь и единожды «Богородице Дево» (если память святого попадёт на воскресенье, сначала дважды поётся «Богородице Дево», затем единожды – тропарь святого); в попразднства и при сложных совпадениях празднований бывают иные варианты соединения тропарей. В это время диакон кадит вокруг стола с хлебами, пшеницей, вином и елеем (как правило, трижды); в конце кадит настоятеля, чередного иерея и снова столик с хлебами (в России принято также кадить аналойную икону) и возглашает: «Господу помолимся» (хор отвечает: «Господи, помилуй»).

 



 
PR-CY.ru