БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ - Страница 2

В Житии Феодосия Великого, составленном Кириллом Скифопольским, неоднократно упоминаются благословение хлебов на великие праздники и раздаяние хлебов всем приходящим в монастырь. Накануне праздничных дней все монахи, как киновиоты, так и келлиоты (число их достигало 700 человек), должны были собираться в лавру на начинавшееся с вечера богослужение. Большинство монахов, местных жителей и паломников не могли покидать лавру на ночь из-за дальности расстояний и трудностей маршрута, поэтому и появилось благословение хлебов для насыщения молящихся – обычай сразу после вечерни раздавать по куску хлеба (того же, что предлагался и на обычной трапезе) и по чашке воды или вина, которые предварительно благословлялись. По спискам древнейшей редакции Иерусалимского устава, благословлялись и раздавались только хлеб и вода (или вино), т.е. продукты, не требующие (в отличие от пшеницы и елея) дополнительного приготовления перед их вкушением. Хотя в молитве на благословение хлебов и присутствует ссылка на чудо умножения Иисусом пяти хлебов, число их первоначально вообще не было жёстко регламентировано (некоторые другие памятники говорят о трёх хлебах). Обычай освящать одновременно с хлебами пшеницу и елей появился позднее. В Житии Федосия Великого рассказывается о чудесном умножении пшеницы в монастырской житнице, после того как в неё отнесли одно пшеничное зерно, благословлённое святым за вечерней трапезой. Молитва благословения хлебов использовалась также и для благословения закваски в хлебопекарне (этот обычай до наших дней сохраняется на Афоне). Иногда в Типиконах встречается предписание освящать одним из благословенных хлебов зерно в житницах. В малоазийской (по Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому, иерусалимо-константинопольской) редакции Иерусалимского устава, после XIII в. получившей в православной церкви повсеместное распространение, чин благословения хлебов отчасти утратил своё практическое значение. Это произошло из-за того, что малоазийская редакция Иерусалимского устава была рассчитана уже не на практику особножительного и келлиотского монашества (как древнейшая редакция устава), а на практику общежительных монастырей, где все участвующие в службе монахи могут перед бдением вкусить, как обычно, пищи в трапезной. В связи с этим в малоазийской редакции устава перед бдением вводятся дополнительная (так называемая малая) вечерня и ужин после неё. Обряды всенощной, изначально имевшие практическое значение – лития (в лавре преподобного Саввы представляла собой крестный ход по монастырю) и благословение хлебов для насыщения молящихся, – заменяются символическими исхождением в притвор-нартекс и благословением пяти небольших хлебов. Окончательную кодификацию чин благословения хлебов получил в «Уставе священнослужения» Константинопольского патриарха Филофея (Коккина), к указаниям которого очень близки описания благословения хлебов более поздних Типиконов (в том числе используемого ныне в Русской православной церкви; однако в современном греческом Типиконе Виолакиса чин благословения хлебов изменён в соответствии с приходской практикой).

 



 
PR-CY.ru