БОЯРЕ

БОЯРЕ (митрополичьи, Патриаршии) – высшие светские чиновники русского митрополичьего, затем патриаршего двора. Наиболее раннее упоминание о боярах митрополита содержится в «докончании» (договоре) великого князя Василия Дмитриевича с митрополитом Киприаном (между 1392 и 1404 гг.), где упоминаются бояре и слуги, служившие митрополиту Алексию. Имена нескольких митрополичьих бояр, сопровождавших претендента на Русский митрополичий престол Митяя в его поездке в Константинополь, названы в «Повести о Митяе». В начале XV в. боярами могли быть и духовные лица: одним из бояр митрополита Киприана был чернец Андрей Ослебятя. Бояр у митрополита было сравнительно немного – Митяя в поездке сопровождали шесть бояр, при оформлении меновой грамоты Василия Дмитриевича с митрополитом Киприаном на слободу Караш присутствовали пять бояр. В XIV в., в период борьбы московских князей с тверскими и суздальскими за великое княжение Владимирское, неустойчивая светская власть нуждалась в поддержке митрополитов и потому практически не вмешивалась в процесс формирования митрополичьего двора, состав которого был достаточно пёстрый. Начиная со времени правления Василия Дмитриевича появляются первые примеры назначения великим князем высших должностных лиц митрополичьего двора. По свидетельству родословцев, Василий Дмитриевич «дал в бояре» митрополиту Киприану племянника Алексия Степана Феофановича, а также другого своего приближённого – Дмитрия Афинеевича. Это действие, с одной стороны, являлось знаком милости, с другой – ставило Киприана под контроль доверенных людей великого князя. В Государеве родословце сообщается: «От Степана пошли Фомины, что словут митрополичьи. И Степанов род Феофановича весь служит у митрополитов». Начиная с 1460 гг. на протяжении XVI в. известные историкам митрополичьи бояре принадлежали только к этой фамилии (исключение составляют упомянутые в 1526 г. братья Ю.Г. и В.Г. Мануиловы). Это не было случайностью, т.к. в главе 69 постановлений Стоглавого Собора (1551 г.), фиксировавшей уже традиционную к этому времени практику, архиереям предписывалось после смерти бояр выбирать для них преемников «от тех же родов». Стоглавый Собор также постановил, что все пожалования боярского сана не должны делаться «без царёва ведома»: «И повелит царь которым быти в боярех... и святителем у себя тех и держати». По-видимому, многие митрополичьи слуги и бояре были убиты в период опричнины.

 



 
PR-CY.ru