БОГОРОДИЧЕН - Страница 2

Кроме того, третье (вместе с другими воскресными песнопениями: тропарями, ипакои) и четвёртое приложения также входят в Часослов и Типикон. Поскольку первое и третье приложения составлены из воскресных богородичных, они используются в воскресные дни, по праздникам, отчасти по субботам. В богослужении греческих церквей общие богородичны используются только для тропарей (эти богородичны помещены в конце Часослова; раздел с седмичными богородичнами, видимо, является древнейшим по происхождению приложением с богородичными; воскресные богородичны выписываются там же, в разделе с воскресными тропарями). Приложений с богородичнами в греческих Минеях нет; после стихир (в том числе после самогласнов) богородичны выписываются полностью или хотя бы указываются первые слова, в непраздничных службах приводятся и богородичен, и крестобогородичен (известны и славянские рукописные Минеи, где выписаны все богородичны). Приложения со стихирными богородичнами сформировались, видимо, уже в Русской церкви – они есть, например, в печатных Минеях XVII в. (до конца XVII в. приложения печатались в другом порядке: сначала тропарные, затем стихирные). Происхождение второго приложения (с седмичными стихирными богородичнами) может быть связано с русской певческой практикой XVI–XVII вв. – в певческих рукописях того времени в разделе Октоиха (после воскресного последования каждого гласа) для седмичных служб выписаны только распетые богородичны. В древнейших Минеях студийского типа XI–XIII вв. богородичны выписываются только в канонах, у других текстов их нет, хотя студийские Типиконы регулярно указывают богородичны, не уточняя, какими принципами руководствоваться при его выборе. Общие правила выбора богородичных таковы. Они всегда соответствуют гласу предшествующего песнопения (кроме некоторых по воскресеньям и субботам). У седальнов, канонов и тропарей на блаженнах поются те богородичны, что выписаны «наряду» (кроме канона Пасхи, который в первый день праздника и в некоторых других случаях должен петься без богородичных, а также седальна по первой кафизме в воскресенья). У стихир Триоди и Октоиха поются выписанные «наряду» богородичны, если нет славника (стихира на «Слава») в Минее. У стихир и тропарей на воскресной службе поются воскресные богородичны. На малой вечерне они выписаны «наряду», на великой вечерне: на «Господи, воззвах» – догматик по гласу Октоиха (но не предшествующего песнопения); на литии и на стиховне – из первого приложения (впрочем, выбор богородичных для пения на литии не совсем очевиден); в конце вечерни, если бдения нет, – из третьего приложения, если есть – вместо отпустительного тропаря и богородичного поётся тропарь на благословение хлебов «Богородице Дево»; на утрене: на «Бог Господь» – из третьего приложения (причём если глас богородичен на «Бог Господь» не совпал с гласом Октоиха, то воскресный отпустительный богородичен гласа поётся вместо богородична седальнов по первой кафизме); на хвалитех – особый богородичен «Преблагословенна еси»; в конце утрени тропарь поётся без богородична.

 



 
PR-CY.ru