БОГОРОДИЧЕН

БОГОРОДИЧЕН – гимнографическое произведение, посвящённое Пресвятой Богородице и завершающее собой цикл таких песнопений, как стихиры, тропари, седальны, каждая из песен канона, эксапостиларии, светильны, тропари на блаженнах; после некоторых типов песнопений (например, ипакои) богородичны не используются. Его исполнение предваряется стихами «И ныне» или «Слава: и ныне» (при соединении нескольких канонов «И ныне» стихословится только перед богородичном последнего), другими песнопениями они заменяются только в особых случаях: по праздникам, в периоды предпразднеств и попразднств и проч. С богородичном не следует смешивать самостоятельные песнопения, посвящённые Божьей Матери (например, содержащиеся в службах богородичных праздников); в отличие от них богородичны выполняют служебную функцию замыкающих текстов и часто не связаны содержательно с празднуемым событием. Разновидностью богородичнов являются крестобогородичны, которые употребляются за будничным богослужением среды и пятницы; в них обращение к Божьей Матери содержит воспоминание Креста Господня (как правило, в форме обращения Матери к Своему Распятому Сыну). Богородичны присутствуют во всех богослужебных книгах (кроме Апостола и Евангелия), в первую очередь, в гимнографических: Октоихе, Минее, Триоди. Все богородичны условно делятся по жанрам песнопений (стихиры, тропари, каноны и т.д.), к которым они припеваются. Все они, кроме богородичных отпустительных тропарей и (часто) стихир, выписаны в книгах сразу после основных песнопений («наряду»); но для отпустительных тропарей и многих стихир они выбираются по специальным правилам из корпуса общих богородичных, заимствованных по большей части из Октоиха. В русской богослужебной практике корпус общих богородичных организован в четыре приложения: два стихирных и два «отпустительных», т.е. тропарных. Первое приложение содержит 16 богородичных из циклов воскресных стихир на «Господи, воззвах» (эти богородичны называются также догматиками) и на стиховне; второе – 60 богородичных из циклов стихир на стиховне вечерни и утрени седмичных дней (кроме среды и пятницы, когда вместо богородичных поются крестобогородичны) и суббот; третье – восемь богородичных воскресных отпустительных тропарей; четвёртое – 62 богородична, взятые из некоторых циклов седальнов; только это приложение содержит «наряду» со взятыми из Октоиха и другие богородичны. Приложения печатаются в конце томов служебной Минеи (для удобства использования), т.к. в большинстве случаев именно её тексты требуют употребления богородичных, а также в Ирмологии.

 



 
PR-CY.ru