БУРДИГАЛЬСКИЙ ИТИНЕРАРИЙ

БУРДИГАЛЬСКИЙ ИТИНЕРАРИЙ («Бордоский путник» – название, закрепившееся в русской научной литературе) – древнейшее сохранившееся описание паломничества в Святую землю, датируемое 333 г. Считается, что его анонимный составитель был жителем Бурдигалы (современный Бордо), поскольку он начал свой путь из этого города. В основу этого памятника положен римский итинерарий (дорожник). В начале автор Бурдигальского итинерария даёт лишь краткие сообщения о пройденных милях, перечень станций и гостиниц. Достигнув Святой земли, он описывает увиденные им в пути святыни, ставшие впоследствии основными центрами паломничества: Птолемаиду (Акко), гору Кармил, Кесарию Палестинскую, Скифополь (Беф-Сан), Неаполь (Сихем, современный Наблус), гору Гаризим, Иерусалим, Вифанию, Иерихон, Мёртвое море, Иордан (место Крещения), Вифлеем, Мамврийский дуб около Хеврона, Хеврон, Иерусалим, Никополь (Амуас), Лидду, Антипатриду, вновь Кесарию Палестинскую. Описание святых мест в Бурдигальском итинерарии содержит ряд уникальных сведений, не встречающихся в других источниках. Часто в этом памятнике отражены древние традиции, например, предание, согласно которому Преображение Господне произошло на Елеоне, а не на горе Фавор. Автор описывает четыре существовавшие в тот момент постройки императора Константина Великого: храм Гроба Господня в Иерусалиме (завершённый, но ещё не освящённый), базилики Рождества Христова в Вифлееме, на Елеоне и на месте явления Святой Троицы Аврааму близ Хеврона. Текст Бурдигальского итинерария дошёл до нас в ранних списках, относящихся к VIII–IX вв.

 
PR-CY.ru