БУРКХАРДТ Якоб Кристофер

БУРКХАРДТ Якоб Кристофер (1818–1897 гг.) – швейцарский историк христианской культуры и искусства, один из основателей искусствоведения и культурологии. Сын протестантского священника, принадлежавшего к одному из старинных родов Базеля. Учился в Базельском (1837–1839 гг.) и Берлинском (1839–1843 гг.) университетах; занимался историей античности и Средневековья в семинарах Иоганна Густава Дройзена (1808–1884 гг.), Леопольда фон Ранке (1795–1886 гг.), Франца Теодора Куглера (1808–1858 гг.), Якоба Людвига Карла Гримма (1785–1863 гг.), интересовался художественными и архитектурными достижениями эпохи Ренессанса; с научными целями посетил Германию, Бельгию, Италию. В молодости увлекался христианской теологией, но затем, пережив мировоззренческий кризис, обратился к пантеизму. В 1843 г. получил степень доктора философии Базельского университета, читал частные лекции по истории искусства. В 1855–1857 гг. был преподавателем в Швейцарском федеральном институте в Цюрихе. С 1858 г. – профессор истории искусства в Базельском университете. Одним из его студентов был Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900 гг.). В 1893 г. Я.К. Буркхардт вышел в отставку. Монография «Время Константина Великого» (1853 г.) – первая попытка Я.К. Буркхардта воссоздать историю Римской империи в период её кризиса и становления христианства как новой официальной религии. Ему принадлежит важная роль в осмыслении эпохи поздней империи и раннего христианства как переходного времени от античности к средневековой культуре, которая приобрела классические формы в XII–XIII вв. В XIX в. большой известностью пользовалась книга «Чичероне: Пособие для наслаждения произведениями искусства Италии» (1855 г.), где в жанре путеводителя Я.К. Буркхардт описал историю итальянского искусства, начиная с античности, снабдив повествование подробными научными комментариями, в которых отразились и его собственные впечатления. В этой книге заметно изменение культурологической концепции Я.К. Буркхардта, для которого классическое искусство является продуктом индивидуальной фантазии, регламентируемой нормативной культурной традицией, а не «органической» или «исконной» экспрессией народного духа. В книге «История современного зодчества» (1867 г.) Я.К. Буркхардт рассматривает историю искусства как «историю художественных задач», стоявших в определённое время перед зодчими, что в перспективе дало, по выражению ученика Я.К. Буркхардта и его преемника на кафедре Базельского университета Генриха Вёльфлина (1864–1945 гг.), «историю искусства без имён».

 



 
PR-CY.ru