БАРДЕСАН

БАРДЕСАН; Бар-Дайсан, Вардесан – сын Дайсана, реки, протекающей через Эдессу (154–222 гг.) – крупнейший деятель ранней сирийской культуры. Родился в семье переселившихся в Эдессу парфян-язычников. Год рождения Бардесана сообщается в «Эдесской хронике» (VI в.). Скорее всего, он воспитывался вместе с будущим царём Авгарем Великим (177–212 гг.) и стал его другом, однако, согласно другим сведениям, он учился в Иераполе (сирийский Маббуг). Бардесан принадлежал к кругу высшей аристократии Осроены. В христианство он был обращён епископом Гистаспом. Бардесан сыграл выдающуюся роль в распространении христианства в сироязычных областях Ближнего Востока. Исследователи считают его создателем сирийского литературного языка, поскольку он первым начал писать на этом языке научные, философские и богословские произведения. Бардесану принадлежали острополемическое сочинение, направленное против маркионитов; «История Армении», написанная, когда он находился там в изгнании; труд, посвящённый Индии, созданный в значительной мере в результате его бесед с индийскими послами, направлявшимися к императору Каракалле (эти сочинения не сохранились). Единственным сохранившимся сочинением Бардесана (или его ученика Филиппа) является «Книга законов стран», в стиле которой явно ощущаются традиции греческого философского диалога, восходящего к Платону. Основная идея книги состоит в опровержении мнения о предопределении звёздами судеб людей и народов. Несостоятельность этого мнения Бардесан доказывает тем, что принявшие христианское вероучение представители разных народов отказываются от варварских верований и обрядов, которым они следовали столетия. «Книга законов стран» была переведена на греческий язык, отдельные отрывки из неё использованы в «Приуготовлении к Евангелию» церковного историка Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.) и «Recognitiones» Псевдо-Климента. Велико было влияние Бардесана на сирийскую поэзию, создавшего большое число духовных стихов, положенных на музыку, которые сохраняли популярность в Эдессе несколько веков. Некоторые из них были использованы и переработаны Ефремом Сирином (около 306 – 373 гг.), который полемизировал с Бардесаном (сохранившиеся фрагменты стихов Бардесана собраны и опубликованы X. Драйверсом). Отдельные взгляды Бардесана расходились с православием (он, в частности, не верил в телесное воскрешение перед Страшным Судом, но верил в воскрешение душ) и были сочтены еретическими. Он был отлучён от церкви. Евсевий Кесарийский так описывает идейные колебания Бардесана: «Сначала он был среди валентиниан, но осудил эту школу, и опроверг многие из их сказок и сам думал, что он изменился и стал думать, как православный, но в действительности он не полностью очистился от мерзостей своей старой ереси». Последователи Бардесана (бардесаниты) в течение нескольких веков пользовались некоторым влиянием в Эдессе. Мусульманские авторы (в частности, Ибн ан-Надим, X в.) даже утверждали, что общины бардесанитов существовали на юге Месопотамии, в районе Басры, и распространились вплоть до Хорасана и Китая.

 
PR-CY.ru