БЕКЕТОВ Платон Петрович

БЕКЕТОВ Платон Петрович (1761–1836 гг.) – издатель, литератор, коллекционер, историк. Происходил из дворянской семьи; образование получил в частных пансионах Симбирска, Казани и Москвы. В 1767–1788 гг. служил в гвардии, затем в Герольдмейстерской конторе при Сенате; в 1798 г. вышел в отставку и переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где в 1801 г. во флигелях собственного дома на Кузнецком мосту основал типографию и книжную лавку, ставшую местом встреч московских писателей. Издательская деятельность П.П. Бекетова продолжалась с 1801 по 1812 г., затем с 1821 по 1824 г. Издавал сочинения современных писателей (Александра Николаевича Радищева, Василия Андреевича Жуковского, Николая Ивановича Гнедича и др.), журналы «Друг просвещения» (1804–1806 гг.), в котором печатался «Словарь русских духовных и светских писателей» митрополита Евгения (Болховитинова), и «Русский вестник» (1808 г.). Был членом Общества истории и древностей российских (1811–1823 гг. – председатель) и Общества любителей российской словесности. Наиболее значительное предприятие П.П. Бекетова – издание русской исторической иконографии, для чего собрал обширную коллекцию живописных, рисованных, гравированных портретов русских исторических деятелей (сгорела в пожаре Москвы в 1812 г.). С помощью академика гравирования Николая Ивановича Соколова и гравёра Алексея Агаповича Осипова (около 1770–1850 гг.) П.П. Бекетов создал школу гравёров из числа собственных крепостных. Было награвировано более 300 досок, с которых он успел напечатать «Пантеон российских авторов». М., 1801–1803 гг. (20 портретов, текст Николая Михайловича Карамзина); «Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учёности, сочинениям, дарованиям, или коих имена по чему другому сделались известными свету, в хронологическом порядке, по годам кончины, с приложением их кратких жизнеописаний». М., 1821–1824 гг.(50 портретов). После смерти П.П. Бекетова гравированные доски были приобретены Иваном Васильевичем и Петром Васильевичем Киреевскими, которые напечатали с них «Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания». М., 1843 г. (40 портретов); «Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии». М., 1844 г. (42 портрета). Во все издания П.П. Бекетова включены портреты деятелей Русской церкви (около 40 изображений), в том числе Московских патриархов Иова, Гермогена, Филарета, Никона (Минова), Адриана, Димитрия Ростовского (Туптало), Киевского митрополита Евгения (Болховитинова), Московского митрополита Платона (Левшина), Рязанского митрополита Стефана (Яворского), святителя Московского Филиппа (Колычева), архиепископов Августина (Виноградского), Амвросия (Зертис-Каменского), Анастасия (Братановского), Георгия (Конисского), Сильвестра (Кулябки), Феофана (Прокоповича), святителя Тихона Задонского, Симеона Полоцкого. К бекетовской школе граверов принадлежали академик гравирования, гравёр резцом и пунктиром Н.И. Соколов (окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств); Осипов Алексей Агапович, крепостной Е.Е. Филиповского, учился гравированию у Н.И. Соколова; гравировал портреты для изданий Е.Е. Филиповского, П.П. Бекетова, Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского; около 20 лет состоял гравёром при московском Обществе естествоиспытателей природы; исполнил виды ростовского Успенского собора (1825 г.), Берлюковской пустыни; Афанасий Афанасьев, работал в 1810–1830 гг.; Грачёв Алексей Петрович, работал до 1850 гг.; Куликов Иван, работал до 1840 гг., состоял при московской Синодальной типографии, гравировал портреты, виды (Софийский собор в Киеве), двенадцатилистовые святцы; Розонов Иван, гравёр-самоучка – портреты, виды Санаксарского монастыря (1787 г.), Новоиерусалимского монастыря (1793 г.); Храмцев Василий, гравировал портреты, иллюстрации, изображения святых (Спаситель, св. Николай Чудотворец, Собор всех Святых – по заказу афонских монахов). У П.П. Бекетова также работали Ф. Алексеев, К. Анисимов, М. Воробьёв, Н. Иванов, Ф. Касаткин, Е. Кудреков, Н. Маслов, А.И. Машутин, П. Милов, Я. Петров, П. Фёдоров, И. Шошкин. Значительная часть народных картинок в технике пунктира и офорта, выпускавшихся в первой половине XIX в. разными издателями, также принадлежат мастерам этой школы.

 
PR-CY.ru