БРАЖНИКОВ Максим Викторович

БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902–1973 гг.) – исследователь древнерусского певческого искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор. Научные работы М.В. Бражникова стали продолжением изучения и расшифровки древнерусских невменных нотаций, начатых ещё в XIX в. Он впервые детально изучил и систематизировал виды мелизматических знаков – лица и фиты, предложил способы датировки крюковых начертаний и их классификацию, установил принципы расшифровки двух-, трёх- и четырёхголосных знаменных партитур. В 1925 г. М.В. Бражников окончил фортепианное отделение, в 1927 г. – теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории по специальности «композиция»; как исследователь древнерусских музыкальных нотаций прошёл курс у профессора Антонина Викторовича Преображенского (1880–1929 гг.). До 1935 г. М.В. Бражников преподавал в Ленинградской консерватории и в Государственной академии искусствознания (ныне Российский институт истории искусств – РИИИ). В 1935–1940 гг. – научный сотрудник Отдела музыкальных инструментов в Государственном Эрмитаже. В декабре 1940 г. после письменного обращения к И.В. Сталину был принят на должность научного сотрудника в ленинградский Государственный научно-исследовательский институт театра и музыки. В октябре 1941 г. вместе с другими сотрудниками института был эвакуирован в г. Киров. В январе 1943 г. на учёном совете Московской консерватории защитил кандидатскую диссертацию «Многоголосие знаменных партитур». В апреле 1945 г. возвратился в Ленинград и продолжил работу в институте театра и музыки, откуда был уволен в 1953 г. в связи с тем, что задача изучения древнерусского церковнопевческого искусства была объявлена неактуальной. До 1960 г. М.В. Бражников работал в Отделе реализации библиотеки Ленинградской духовной академии. В 1960 гг. состоял на службе в московском Институте истории искусства (ныне ГИИ). В 1968 г. защитил докторскую диссертацию «Теория древнерусской музыки». С 1969 г. – преподаватель, с 1971 г. – профессор Ленинградской консерватории, читал курс древнерусской певческой палеографии. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. М.В. Бражникову принадлежат описания нотированных рукописей XII–XIX вв., расшифровки знаменной нотации, публикации памятников певческого искусства, концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром на темы знаменного распева. Сохранились его дневниковые записи, письма, стихи, живописные работы маслом, акварели (пейзажи древнерусских городов), а также зарисовки уцелевших после Великой Отечественной войны храмов, хранящиеся в домашнем архиве его дочери О.М. Бражниковой. Его архив находится в Санкт-Петербурге в РНБ; собранные им древнерусские певческие рукописи стали основой фонда М.В. Бражникова в древлехранилище ИРЛИ (ПД). Остались неопубликованными его исследования «Многоголосие знаменных партитур» (опубликованы частично) и «Благовещенский кондакарь» (опубликована вступительная статья к фотовоспроизведению рукописи), Словарь древнерусских музыкальных терминов, описания большого количества певческих рукописей из собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода.

 
PR-CY.ru