БОЭЦИЙ ДАТСКИЙ

БОЭЦИЙ ДАТСКИЙ (Дакийский; около 1230 – после 1270 гг.) – философ-схоластик, монах-доминиканец. Биографические данные о нём крайне скудны: неизвестны точная дата его рождения, время и место получения начального образования. Датчанин по происхождению, Боэций Датский, вероятно, сначала учился, а с середины 1260 гг. преподавал на факультете искусств Парижского университета, став магистром философии. Основная деятельность Боэция Датского как учёного приходится на конец 1260 – начало 1270 гг. Преподававшаяся в это время на факультете искусств философия отождествлялась с философией Аристотеля, почти все труды которого к середине XIII в. были переведены на латынь. Фактическое игнорирование магистрами факультета искусств богословия вело к тому, что философия переставала выполнять традиционную для схоластики функцию инструмента (служанки) богословия, претендуя на полную самостоятельность. Во Франции сложилась школа так называемого латинского аверроизма, которая стремилась восстановить философию Аристотеля во всей полноте, используя при этом его арабоязычных комментаторов: Авиценну (Ибн Сину), Аверроэса (Ибн Рушда). Сигер Брабантский и Боэций Датский были основными представителями этой школы. Сигер и его сторонники, принявшие на вооружение отдельные, неприемлемые с точки зрения церковного учения, философские доктрины Аристотеля, Авиценны и Аверроэса, были осуждены Парижским епископом в 1270 и 1277 гг. Один из манускриптов осуждения 1277 г. имеет подзаголовок: «Против еретиков Сигера и Боэция»; в другом списке после перечня осуждённых тезисов говорится: «Главным защитником этих положений был некий клирик, называемый Боэцием». Боэций Датский бежал из Парижа, вероятно, ещё до осуждения 1277 г., его дальнейшая судьба неизвестна. Сочинения Боэция Датского после преодоления в Парижском университете «аверроистского кризиса» были преданы забвению. Новое открытие и публикация работ философа начались в 1880 гг. и продолжаются поныне. Трактаты: «De sompniis sive de sompniorum divinatione» («О сновидениях, или О предвидении, обретаемом в сновидениях»; по всей вероятности, до 1270 г.), «De summo bono sive de vita philosophi» («О высшем благе, или О жизни философа»; вероятно, около 1270 г.), «De aeternitate mundi» («О вечности мира»; вероятно, после 1270 г.). К самостоятельным трактатам исследователи относят комментарий к первой части «Грамматики» Присциана Цезарийского «Modi significandi sive Quaestiones super Priscianum Maiorem» («О способах обозначения, или Вопросы к Большому Тому Присциана»; между 1268 и 1272 гг.). В этом трактате есть упоминание о ненайденном сочинении Боэция Датского по этике «Quaestiones morales» («Вопросы морали»), написанном, возможно, как комментарий к «Этике» Аристотеля. В так называемом Стамском каталоге (начало XIV в.), списке магистров и бакалавров доминиканского ордена, который даёт наиболее полный перечень сочинений Боэция Датского, а также у историка доминиканского ордена Альберта из Болоньи значатся комментарии Боэция Датского к работам Аристотеля: «Топике», «Физике», «О возникновении и уничтожении» (все опубликованы), «О небе и мире», «О душе», «О чувстве и чувственно воспринимаемом», «О сне и бодрствовании», «О продолжительности и краткости жизни», «О памяти и воспоминании», «О смерти и жизни», «О растениях и растительном мире».

 



 
PR-CY.ru