БЕРНАР Эмиль

БЕРНАР Эмиль (1868 – 1941 гг.) – французский художник-неоимпрессионист, один из теоретиков символизма в искусстве. В 1886 г. поступает учиться живописи в парижское художественное ателье Фернана Кормона, где знакомится с Тулуз-Лотреком (1864–1901 гг.) и ван Гогом (1853–1890 гг.). В том же году изгоняется из ателье «за упрямство». В 1886–1888 гг. живёт в Понт-Авене, где присоединяется к художественной группе Понт-Авен и становится другом Поля Гогена (1848–1903 гг.). Здесь же, в 1887 г., совместно с Луи Анкетеном (1861–1932 гг.), разрабатывает клуазоннистский стиль живописи, заключающийся в использовании разделяющих различные цвета контуров рисунка. В 1890 г. Эмиль Бернар переживает религиозный кризис, после чего обращается к предметам и сюжетам средневекового искусства. В 1891 г. разрывает дружбу с Полем Гогеном и присоединяется к символистской группе Одилона Редона (1840–1916 гг.) и Фердинанда Ходлера (1853–1918 гг.). В 1893–1903 гг. путешествует по Египту, Италии и Испании. В эти годы создаёт по большей части религиозные и символистские полотна. Эмиль Бернар, являясь одним из значительнейших мастеров группы Понт-Авен, в начале своего творчества склонялся к примитивизму, в конце жизни копирует полотна венецианских мастеров – столь широким оказался разброс его художественных увлечений. В то же время творчество Бернара оказало решающее влияние на работы Пабло Пикассо (1883–1971 гг.) в его «голубой период». Длительные дружеские отношения Эмиля Бернара с ван Гогом, Полем Гогеном и Полем Сезанном (1839–1906 гг.) оставили после себя весьма ценную для исследователей творчества художников переписку, проливающую свет на образ мышления и чувствования великих мастеров живописи. Избранные полотна: «Мадлен в Лесу Любви», 1888 г., Париж, частное собрание; «Погребение ван Гога», 1893 г., Париж, собрание Бернар-Фор; «Испанские музыканты», 1897 г., Париж, собрание Б.А. Реччи.

 
PR-CY.ru