БЕНИГН

БЕНИГН (ум. около 200 г.) – священномученик (память в Западной церкви 1 ноября), «апостол Дижонский». Основные сведения о жизни Бенигна содержатся в его мученических актах 515 г., которые приписываются св. Григорию Лингонскому, и в главе 51 «О славе мучеников», сочинении св. Григория Турского (около 588 г.). Прадед Григория Турского, епископ Григорий Лингонский (Лангрский; с 506 по 540 гг.) во время посещения г. Дивион (современный Дижон) обратил внимание на почитание крестьянами древнего саркофага, перенесённого с кладбища. Епископ хотел запретить это почитание, но в видении ему явился неизвестный мученик, который распорядился восстановить его захоронение и построить над ним часовню. Около 511 г. состоялось перенесение саркофага в выстроенную епископом Григорием часовню. О святом ничего не было известно, кроме его имени. Позднее в Дивион прибыли христиане-паломники, возвращавшиеся из Италии, которые рассказали об обстоятельствах мученической кончины Бенигна. Его прославление сопровождалось чудесами, которые привлекли множество паломников, что повлияло на распространение почитания Бенигна и на возникновение возле захоронения монастыря. «Житие» Бенигна дошло до настоящего времени в шести списках с несохранившейся рукописи, подаренной епископу Григорию Лингонскому паломниками из Италии. Все рукописи датируются IX–X вв. В «Житии» рассказано о том, что Бенигн был послан вместе со святыми Андохием и Фирсом, учениками св. Поликарпа, епископа Смирнского, на проповедь в Галлию. Миссионеры проповедовали в Массилии (современный Марсель), в Лугдуне (современный Лион) и в других городах. Андохий и Фирс приняли мученическую смерть недалеко от современного г. Сольё. Оставшийся в живых Бенигн дошёл до Дивиона, где продолжал свой апостольский подвиг. Император Аврелиан (214–275 гг.), проезжая в окрестностях Дивиона, узнал о деятельности Бенигна и, вызвав его к себе, потребовал отречься от Христа. За то, что Бенигн не отрёкся от своей веры, он был избит прутьями, подвешен на распорках и брошен в тюрьму. Аврелиан приказал заковать его в каменные колодки, загнать раскалённые гвозди под ногти и бросить голодным псам. Во время мучений ангел укреплял и исцелял его. Бенигн был умерщвлён ударом копья, из его тела выпорхнул голубь, воспаривший в небо, а воздух наполнился благоуханием. Он был погребен Леониллой, которая, по преданию, имела трёх внуков, святых отроков Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа, крещённых Бенигном. Его «Житие» входит в цикл сочинений о мучениках из Сольё, святых Андохии, Фирсе и Феликсе, мучениках из Лингона, святых Спевсиппе, Елевсиппе и Мелевсиппе, Симфориане Августудунском (Отёнском) и Андеоле. К этому же кругу житий относятся акты мучеников Безанционских (Безансонских), святых Ферреола и Форруция, и мучеников Валенцийских (Валанских), святых Аквиллы и Фортуната, учеников св. Иринея Лионского. Дижонские, Отёнские, Сольёские и Лингонские святые входили в окружение св. Поликарпа.

 
PR-CY.ru