Словарь по христианству Б БОДЯНСКИЙ Осип Максимович - Страница 3

БОДЯНСКИЙ Осип Максимович - Страница 3

В 1864 г. О.М. Бодянский совершил вторую зарубежную поездку, во время которой посетил Дубровник, Прагу, Вену, Баутцен. В 1868 г. он не был переизбран в университете профессором на очередной срок и подал в отставку, уволен в звании заслуженного профессора, до конца жизни продолжал исполнять обязанности секретаря ОИДР, редактора и издателя ЧОИДР. Важнейшей частью научной деятельности О.М. Бодянского была редакционно-издательская работа. Особое значение имеет издание учёным комплекса источников о жизни и деятельности равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. О.М. Бодянский издал также или подготовил к изданию Жития мучеников Бориса и Глеба преподобного Феодосия Печерского по древнейшим спискам, Житие преподобного Феодосия Тырновского, написанное Константинопольским  патриархом Каллистом I (1350–1353, 1355–1364/1364 гг.), особую редакцию славянского перевода византийской хроники Иоанна Зонары («Паралипомен»), послужившую источником русских исторических сочинений XVI в. В ЧОИДР увидели свет источники XVII–XVIII вв. по истории Украины и Южной России (Густынская летопись, «История о донских казаках», «Летописное повествование о Малой России» Александра Ивановича Ригельмана и др.), четвёртый том «Истории Российской» Василия Никитича Татищева (1686–1750 гг.). В конце 1870 – начале 1880 гг. были опубликованы подготовленные О.М. Бодянским перевод Иоанна Экзарха Болгарского (вторая половина IX – первая треть X в.) сочинение преподобного Иоанна Дамаскина (вторая половина VII в. – 754 г.) «О православной вере», «Шестоднев», Изборник 1073 г. Недостатком публикаций О.М. Бодянского исследователи считают буквальную передачу текста и значительное число опечаток; основной принцип подачи текстов (последовательное, а не в разночтениях издание всех списков) был устаревшим уже в середине ХIХ в. Кроме того, О.М. Бодянский порой недостаточно критично относился к публикуемым материалам. По его инициативе была издана такая несомненная фальсификация, как «История руссов», авторство которой необоснованно приписывалось архиепископу Георгию (Конисскому). В ЧОИДР регулярно издавались труды зарубежных учёных: Франтишека Палацкого, Лаврентия Суровецкого, П.Й. Шафарика (часто в переводе О.М. Бодянского) и отечественных славистов (Петра Алексеевича Лавровского, Измаила Ивановича Срезневского и др.). В идейном отношении он был близок к славянофилам, общался с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым (1791–1859 гг.), посещал салон Авдотьи Петровны Елагиной, в 1840–1850 гг. публиковал в ЧОИДР и газете «Молва» статьи, в которых излагал мнение о том, что Россия является защитницей славянской самобытности. О.М. Бодянский похоронен в Новодевичьем московском женском монастыре.



 
PR-CY.ru