БУЦЕР Мартин

БУЦЕР Мартин (настоящая фамилия Kuhhorn; 1491–1551 гг.) – видный деятель Реформации, гуманист. С 1505 г. был монахом-доминиканцем, в 1517 г. был переведён в Гейдельбергское подворье, что дало ему возможность обучаться в местном университете, где одновременно с теологией он занялся изучением греческого и еврейского языков. Под влиянием идей выдающегося гуманиста Эразма Роттердамского (1649–1536 гг.), а также инициатора Реформации Мартина Лютера (1483–1546 гг.), с которым он познакомился лично во время гейдельбергского диспута, Буцер оставил орден, примкнул к протестантизму, найдя приём у примкнувшего к Реформации рыцаря Франца фон Зикингена (1481–1523 гг.) в Эбернбурге. В 1522 г. стал пастором в Ландштуле и женился на бывшей монахине (в 1523 г. Буцер был отлучён от католической церкви). Однако война против Франца фон Зикингена вынудила его направиться сначала в Вейсенбург, а с 1523 по 1549 гг. Буцер возглавлял проведение Реформации в Страсбурге, где стал президентом Церковного совета (в течение многих лет он был наиболее авторитетным богословом в этом городе, так что его имя стало здесь знаменем Реформации). В 1549 г. из-за столкновений с властями города Буцер был вынужден покинуть Страсбург и по приглашению Кентерберийского архиепископа, деятеля английской Реформации Томаса Кранмера (1489–1556 гг.) охотно перебрался в Англию, где и скончался. Его основное сочинение, написанное в соавторстве с немецким реформатором Вольфгангом Фабрициусом Капитоном (около 1487–1541 гг.) – «Тетраполитанская конфессия». По теологическим взглядам Буцер принадлежал к группе так называемых верхненемецких реформаторов, которые, примыкая к Мартину Лютеру, в то же время под влиянием идей гуманизма более последовательно проводили отрицательное отношение к католичеству в богословии, богослужении и пр. Буцер занимал промежуточную позицию между Мартином Лютером и швейцарским реформатором Ульрихом Цвингли (1484–1531 гг.), пытаясь примирить их позиции. Однако в вопросе о причастии и предопределении не принимал ни одну из сторон и занимал «среднюю» позицию. По его мнению, во время евхаристии, хотя и символически, а не субстанционально, но Иисус Христос присутствует в дарах Святого Духа. Буцер оказал влияние на теологию основателя кальвинизма Жана Кальвина (1509–1564 гг.), был врагом антитринитариев (приверженцев учений и сект, на принимающих догмат о Троице) и публично заявлял со своей кафедры, что Сервета «надо разорвать на куски». Он активно поддерживал заключение Виттенбергского соглашения (1536 г.). В сфере церковных порядков Буцер был близок к пуританству (именно это обстоятельство объясняет его приглашение в Англию). В 1891 г. 400-летний юбилей Буцера вызвал обширную литературу. В 2001 г. в память о нём почтовое ведомство Германии выпустило почтовую марку.

 
PR-CY.ru