Словарь по христианству Б БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич - Страница 13

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич - Страница 13

Этот диалог даёт ключ к разгадке тайны романа о Понтии Пилате, написанного Во-первых, что означает слово «теперь»? Когда – «теперь»? В 193... году, в Москве? И почему это должно быть «потрясающе»? Значит, тема была или слишком злободневной, или чересчур далекой от современных проблем. Но чувство страха у Мастера говорит о том, что образ Понтия Пилата должен был кого-то напоминать. И почему Воланд дважды повторяет: «О чём? О чём?» Стало быть, роман не об одном человеке, а о каких-то событиях, социальном явлении, которое Понтий Пилат собой олицетворяет. Ведь не случайно в романе встречается термин «пилатовщина». События в романе совершались на глазах множества людей и, тем не менее, остались для них непонятыми. И лишь Мастеру в созданном им романе было дано восстановить осмысленность и единство течения истории и современности. Творческим даром вживания Мастер «угадывает» истину в прошлом. Верность проникновения в историческую реальность, засвидетельствованная Воландом, подтверждает тем самым и адекватность описания Мастером и настоящего. Видимо, Булгаков считал, что подвёл черту под извечным спором о евангельском Христе и вынес приговор сталинскому режиму. Последней пьесой Булгакова стал «Батум» (первоначально пьеса носила название «Пастырь»). Театры готовились к 60-летию Сталина. Учитывая месяцы, необходимые для проведения через цензуру особо ответственной вещи, а также для репетиций, поиск авторов к юбилею начался еще в 1937 г. После настоятельных просьб дирекции МХАТа над пьесой о вожде начал работать М.А. Булгаков. Отказ от лестного заказа был опасен. Но Булгаков и тут идёт нетрадиционным путём: пишет не о всесильном вожде, как авторы прочих юбилейных сочинений, а рассказывает о юности Джугашвили, начиная пьесу с его изгнания из семинарии. Затем проводит героя через унижения, тюрьму и ссылку, т.е. превращает диктатора в обычного драматического персонажа, обходится с биографией вождя, как с материалом, подлежащим свободному творческому претворению. Но познакомившись с пьесой, Сталин запрещает её постановку. Спустя несколько недель после известия о запрете «Батума», осенью 1939 г. у Булгакова открывается внезапная слепота: симптом той же болезни почек, от которой умер его отец. Воля смертельно больного писателя лишь отодвигает смерть, наступившую через полгода. Почти всё, сделанное им, ещё больше четверти века ждало своего часа в рабочем столе: роман «Мастер и Маргарита», повести «Собачье сердце» и «Жизнь господина де Мольера» (1933 г.), а также ни разу не напечатанные при жизни писателя 16 пьес. После опубликования «закатного романа» Булгаков войдёт в число художников, определивших творчеством лицо XX в. Так сбудется пророчество Воланда, обращённое к Мастеру: «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы». В 1966 г. в журнале «Москва» впервые с купюрами началась публикация «Мастера и Маргариты». Это произошло благодаря титаническим усилиям вдовы писателя Е.С. Булгаковой (Шиловской) и действенной поддержке писателя и общественного деятеля Константина Михайловича Симонова (1915–1979 гг.). С тех пор началось триумфальное шествие романа. В 1973 г. на Родине писателя появилось первое полное издание романа, в середине 1980 гг. роман увидел свет за рубежом, где его выпустило американское издательство «Ардис». И только в 1980 гг., наконец-то, в России одно за другим стали появляться произведения выдающегося русского писателя, которые ещё принесут читателям «сюрпризы». Лит.: Богданов Н. Киевские реминисценции в московском творчестве Булгакова. ru.wikipedia.org; Быков Д. Три соблазна Михаила Булгакова // Огонёк, 2002; Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; Казак В. Лексикон русской литературы XX века (пер. с нем.). – М.: РИК «Культура», 1996; Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – 2-е изд., доп. – М.: Книга, 1988; Энциклопедия булгаковская / Борис Соколов. – М.: Локид: Миф, 1996; Воспоминания о Михаиле Булгакове / Составители Е.С. Булгакова, С.А. Ляндрес; Вступ. ст. В.Я. Лакшина, Послесл. М.О. Чудаковой. – М.: Советский писатель, 1988; Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова / Александр Зеркалов. – М.: Текст, 2004; Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова / Александр Зеркалов. – 3-е изд. – М.: Текст, 2006; Яновская Л.М. Записки о Михаиле Булгакове. – М.: Параллели, 2002; Варламов А.Н. Михаил Булгаков. – М.: Молодая гвардия, 2008, серия: Жизнь замечательных людей; Анатолий Кончаковский, Светлана Ноженко «М. Булгаков. Киевское эхо», 2011; Кривоносов Ю.М. Михаил Булгаков. Фотолетопись жизни и творчества: специальное издание к 120-летнему юбилею великого писателя. – М.: Эксмо, 2011; Филатьев Э.Н. Тайна булгаковского «мастера…» – СПб.: Азбука, 2011; Варламов А.Н. Михаил Булгаков. Биография (в 2 т.) – СПб.: «Вита Нова», 2008, серия: Жизнеописания.



 
PR-CY.ru