БРУННЕР Эмиль

БРУННЕР Эмиль (1889–1966 гг.) – швейцарский реформатский теолог, сподвижник швейцарского кальвинистского теолога Карла Барта (1886–1968 гг.), один из основателей диалектической теологии. Учился в университетах Цюриха, Берлина и в Объединённой теологической семинарии Нью-Йорка. Получив теологическое образование, Бруннер преподавал языки в Англии, был пастором горного прихода в Обстальдене, профессором систематической теологии в Цюрихе, в Христианском университете Митака (Токио, Япония). После Второй мировой войны читал лекции во многих университетах Европы и США, участвовал в подготовке теологических материалов к экуменическим ассамблеям в Оксфорде и Амстердаме. Бруннер воспринимал христианство как истину, направляющую человеческую жизнь; его теология обращена к человеку и исторической действительности, как возвещение о настоящем и будущем, ожидающем ныне живущих, т.е. грядущем Царстве Божьем. Любить Бога, согласно Бруннеру, значит содействовать тому, чтобы жизнь становилась лучше, бороться со злом и приближать то время, когда все станут братьями и будут осушены все слёзы. Христианство и социализм, считал он, нераздельны, а главную проблему современности видел в избавлении от зла, прежде всего, социальной несправедливости, экономического и политического насилия, – от всего, что делает общество «нехристианским». Здесь Бруннер сходится с Карлом Бартом, с точки зрения которого всё земное поражено грехом, и если капитализм плох, то это не значит, что социализм лучше, поскольку христианские заповеди не могут быть осуществлены ни в какой политической системе. Для Бруннера сила Евангелия, напротив, в том, что оно помогает решению любых вопросов, возникающих у разных людей в самых различных обстоятельствах. Теологически эта позиция обосновывается его пониманием соотношения «природы» и «благодати». Он признавал два Откровения – в Иисусе Христе и в акте Творения, создающего человека наделённым разумом и совестью. Поэтому теология должна основываться не только на Слове Божьем, но и на философии, которая есть дело человеческого разума. Она выполняет важную для теологии критическую функцию – указывает границы разума и тем самым предотвращает его вторжение в область Откровения. Таким образом, Бруннер считал правомерным существование протестантской религиозной философии, но лишь в качестве «дополнительной возможности». Она стоит «на краю» христианского учения, а не в центре его. Теология использует философию, но основывается всё же на Логосе Откровения, а не на имманентной человеческому разуму философской рефлексии. Для Бруннера важно найти убедительные для современного человека ответы на самые простые, но самые важные и прямо поставленные вопросы: жив ли Бог или Он умер? Является ли Бог – Отцом Иисуса Христа? Имеет ли смысл молиться этому Богу и возлагать на Него все надежды? Одной лишь ссылки на Слово Божье, на авторитет церкви недостаточно, чтобы помочь человеку понять и принять это Слово; философия способствует тому, чтобы связать Слово Божье с решением проблем сегодняшней жизни. В том, что человеческое существование не может получить удовлетворительного философского прояснения и может быть познано только в его отношении к Богу, Бруннер следовал учению датского философа, теолога и писателя Сёрена Кьеркегора (1813–1855 гг.), который оказал на него сильное влияние. Вслед за ним Эмиль Бруннер скептически оценивает способность философии постичь человеческое существование в его основах. Человек может быть познан только в его отношении к Богу, и основная роль здесь принадлежит не философской, а теологической антропологии, которая исходит из главного Откровения – «самовозвещения Бога». Теологическая антропология, как её трактует Бруннер, должна избежать двух гибельных заблуждений – объективизма и субъективизма, искажающих истинный образ веры. Объективизм, т.е. протестантская ортодоксия как старого, так и нового образца (неоортодоксия), основывается на Слове Божьем, полагая что только оно имеет значение.

 



 
PR-CY.ru