БРОНЗИНО Аньоло

БРОНЗИНО Аньоло (1503–1572 гг.) – итальянский живописец, выдающийся представитель маньеризма (настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано, дядя Алессандро Аллори (1535–1607 гг.), который был его приёмным сыном и также иногда  называл себя Алессандро Бронзино). Аньоло Бронзино писал фрески, алтарные картины, картины на религиозные, аллегорические мифологические темы, однако настоящую славу художнику принесли, в первую очередь, портреты. Он создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей. Картины Аньоло Бронзино на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов. Он учился у флорентийского живописца Раффаэллино дель Гарбо (1466–1524 гг.), чьи картины отличаются прекрасным колоритом, и у одного из основоположников маньеризма Джакопо Понтормо (1494–1557 гг.). Вместе с Дж. Понтормо Аньоло Бронзино расписывал фресками чертозу (картезианский монастырь) в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции. Над некоторыми картинами художники работали совместно, поэтому исследователям их авторство точно определить очень сложно. С 1525 по 1535 гг. под сильным влиянием своего учителя Бронзино создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма, который характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Он был высокообразованным и начитанным человеком, хорошо знал труды таких великих гуманистов, как Данте Алигьери (1265–1321 гг.) и Франческо Петрарка (1304–1374 гг.), писал стихи. В 1530 г. Бронзино стал придворным художником герцога Урбино Франческо Мария II делла Ровере (1549–1631 гг.), участвовал в оформлении фресками религиозного и мифологического содержания виллы Империале в Пезаро. Для пятого герцога Урбино из рода делла Ровере Гвидобальдо II (1514–1574 гг.) написал картину «Состязание Аполлона и Марсия», а в 1532 г. – портрет герцога, с которого начался успех портретиста Аньоло Бронзино. В 1533 г. он переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника, вошёл в тесный круг литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи (1519–1574 гг.). В 1537 г. Бронзино вступил в гильдию Св. Луки и во флорентийскую академию. Во время своего пребывания в Риме в 1546–1547 гг. познакомился с творчеством великого итальянского скульптора, художника и архитектора Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.) и многому у него научился. За исключением краткого периода работы в Пизе (в 1564–1565 гг.) Бронзино всю свою жизнь прожил во Флоренции. В его задачи как придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда жены Козимо I Элеоноры Толедской (1522–1562 гг.) во Флоренцию в 1539 г. по случаю их бракосочетания (которые, однако, не сохранились), а также другие театральные и праздничные декорации, которые Бронзино создавал для Медичи и других аристократических семей Флоренции. В Палаццо Веккьо он оформил часовню Элеоноры Толедской сценами Сотворения мира и ликами святых. В 1540–1555 гг. Бронзино рисовал эстампы для гобеленовых мастерских во Флоренции, среди них – 16 сцен из истории ветхозаветного Иосифа, над которыми он работал вместе с близким другом Джорджо Вазари, художником-маньеристом Франческо Сальвиати (1510–1563 гг.). На мотивы его эскизов создавали свои творения гобеленщики Джованни Рост и Николас Кархер. В это же время Бронзино пишет также алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога. Наиболее известной является «Аллегория любви», которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I (1515–1547 гг.).

 
PR-CY.ru