БРЕСТСКАЯ УНИЯ - Страница 12

Во главе православной церкви в Речи Посполитой после унии остались лишь два епископа: Львовский Гедеон (Балабан) и Перемышльский Михаил (Копыстенский). Первый дожил до 1607 г., а второй до 1612 г. Им приходилось полутайно рукополагать в священники, пытаясь удержать все места и церкви, которые ещё не были захвачены униатами. После их смерти долгое время отсутствовала возможность законным путём произвести какое бы то ни было епископское назначение из числа иерархов Восточной церкви. Численность православных священников неуклонно падала. Православным было безопаснее обращаться за совершением таинств к униатским попам, а желающим стать православными священниками – покидать страну и получать посты в Валахии и Молдавии. Печальное положение православной церкви в Литве изобразил учитель Виленской братской школы Мелетий Смотрицкий (около 1577/1579 – 1630/1633 гг.) в своём сочинении «Фринос, или Плач церкви восточной», напечатанном в 1610 г. После этого Сигизмунд III запретил печатать в виленской типографии книги, возбуждающие бунт против власти, а экземпляры «Фриноса» были изъяты и сожжены. После смерти князя Константина Константиновича Острожского (1608 г.) православие лишилось сильных защитников в Речи Посполитой, пока постепенно эту функцию не взяло на себя казачество. Гетман Конашевич-Сагайдачный (1575/1582–1622 гг.) до самой смерти сдерживал фанатизм католической власти, тем более что она нуждалась в его помощи для сохранения власти над юго-восточными днепровскими окраинами, для обороны от Турции и для войны с Московским государством, о чём поляки помышляли и после воцарения Михаила Фёдоровича Романова (1613–1645 гг.). Гетман Конашевич-Сагайдачный гарантировал правительству верность казачьей службы на условии вероисповедной свободы для православия в границах его специальной власти, – на Киевщине. В октябре 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан III (1608–1644 гг.), прибывший в Киев при поддержке гетмана Конашевича-Сагайдачного и Войска Запорожского, гарантировавших ему защиту и свободу, рукоположил игумена Михайловского монастыря Иова Борецкого (1560–1631 гг.) на Митрополита Киевского и назначил шесть епископов на все вакантные кафедры православной Киевской митрополии. В частности, Мелетий Смотрицкий стал архиепископом Полоцким, Исаия Копинский – епископом Перемышльским; были назначены епископы во Владимир-Волынский, Лукц, Перемышль и Холм. Львовская кафедра оставлена за Иеремией Тиссаровским как тайно православным. Таким образом, в Украине была восстановлена православная иерархия, хотя прошло немало времени, пока православный епископат был признан польскими властями. Король Сигизмунд III объявил патриарха Феофана самозванцем и турецким шпионом, а поставленных им православных иерархов – незаконными и подлежащими аресту и суду. Со своей стороны, митрополит униатской церкви Иосиф Рутский анафематствовал новопоставленных православных иерархов как лжеепископов. Униатские епископы, сидевшие на их кафедрах, объявили, что не пустят их в свои города. Сам папа прислал королю указания, чтобы тот «подверг русских лжеепископов, возбуждающих мятежи, заслуженной каре». В этой ситуации лишь митрополит Иов (1620–1631 гг.) мог открыто жить в Киеве, под защитой казачества. В 1621 г. он даже созвал здесь Собор для выработки мер к укреплению жизненных сил православия. Другие епископы были вынуждены жить тайно в разных монастырях и управлять делами своих епархий издали. В поддержку решений Собора казачество отказалось воевать с Турцией, если правительство не признает православной иерархии. Уже в 1623 г. на очередном генеральном сейме православные добились прекращения открытых гонений на православие и формальной отмены враждебных православию декретов, ссылок, имущественных захватов. К сожалению, облегчению положения православных помешали трагические события в Витебске – убийство униатского Полоцкого епископа Иосафата Кунцевича.

 



 
PR-CY.ru