БРЕВИАРИЙ - Страница 5

В 1588 г. была создана Конгрегация священных обрядов, которая взяла под свой контроль исправление и издание всех литургических книг, в результате чего в следующем году на утверждение папе был предложен целый ряд изменений в Бревиарии, но смерть понтифика вновь остановила реформы. Комиссия, созванная папой Климентом VIII, состояла из знаменитых учёных (кардиналов Цезаря Барония и Роберто Беллармина, литургиста Б. Гаванта и др.), но при этом её главной задачей было «внести как можно меньше исправлений». Булла «Cum in Ecclesi» (от 10 мая 1602 г.) закрепила в Бревиарии григорианский календарь и пересмотренный текст Вульгаты (так называемый Sixtino-Clementina). В понтификат Павла V (1605–1621 гг.) при участии Беллармина была произведена адаптация римского Бревиария для бенедиктинского богослужения (эта редакция утверждена в 1609 г.). При папе Урбане VIII (1623–1644 гг.) очередная комиссия по пересмотру текстов (super emendationem) Бревиария (прежде всего, гимнографических) предложила ввести знак астериска для обозначения паузы при пении или чтении и поправить метрический размер и стиль гимнов, исключив некоторые, казавшиеся грубыми по языку и сомнительными по содержанию. Новый Гимнарий был издан в 1629 г., а полный Бревиарий – в 1632 г. (утверждён буллой «Divinam psalmodiam» от 25 января 1631 г.). В начале понтификата Климента X (1670–1676 гг.) множество памятей святых было переведено в разряд «двойных» (duplices), то же произошло и с новоканонизированными святыми. Вместо 138 праздников святых в первом издании Бревиария Пия V в изданиях XVIII в. их было уже 228. Только вмешательство Конгрегации обрядов в 1671 г., а затем декрет 1714 г. Климента XI (1700–1721 гг.) смогли приостановить этот процесс. В 1746 г., при папе Бенедикте XIV (1740–1758 гг.), несмотря на движение за реформу оффиция, вновь были добавлены службы новоканонизированным святым. В целом в эпоху Просвещения интерес к Бревиарию среди мирян стал пропадать. Во Франции вошли в употребление так называемые неогалликанские Бревиарии., а также Бревиарии монашеских орденов (например, бенедиктинские) и отдельных французских диоцезов. Заключение конкордата папы Пия VII (1800–1823 гг.) с Наполеоном (1801 г.) и особенно деятельность аббата Проспера Геранже (1805–1875 гг.) способствовали возвращению римского Бревиария. При папе Льве XIII (1878–1903 гг.) были добавлены типовые службы для местночтимых святых (officia propria pro aliquibus locis) и вотивные службы для обычных дней (1883 г). Наконец, в связи с непомерным разрастанием санкторала в 1902 г. была создана комиссия по пересмотру Бревиария. Конституция «Divino afflatu» (от 1 ноября 1911 г.) папы Пия X (1903–1914 гг.) ознаменовала собой начало новой эпохи реформ. Бревиарий, изданный в 1914 г., рассматривался понтификом, прежде всего, как инструмент в деле личного спасения, а не как литургическая книга всей церкви, что нашло отражение и в Кодексе канонического права (1918 г.), в котором впервые официально поощрялось приватное вычитывание служб по Бревиарию. Пий X сократил псалмы воскресных ноктурн до девяти (с девятью чтениями). Впервые за всю историю христианского богослужения хвалитные псалмы (Пс. 148–150) стали читаться не ежедневно, а лишь по одному на каждый день, начиная с субботы (148, 116, 134, 145, 146, 147, 150). Пс. 50 и 62 также перестали быть неизменной составляющей Laudes. Вводились «разделённые» (divisi) псалмы. Библейские песни сохранены только для периода поста и праздников святых, имеющих бдение (vigilia). Пение Magnificat исключено из состава вечерни. Отменена служба по усопшим (Officium defunctorum) по понедельникам, степенные псалмы по средам и покаянный чин по пятницам в посты. Воскресную службу было разрешено отменять только на великие праздники. Папа Пий XII (1939–1958 гг.), поддержавший литургическое движение (конституция «In cotidianis precibus» от 24 марта 1945 г. и особенно энциклика «Mediator Dei» от 1947 г.), решил продолжить реформирование Бревиария. Был утверждён новый перевод Псалтири, подготовленный Библейским институтом в Риме, и создана комиссия для разработки нового распределения псалмов по службам суточного и седмичного кругов. В 1955 г. вышел Декрет об упрощении рубрик (De rubricis ad simpliciorem formam redigendis), что отразилось уже на издании Бревиария 1957 г., в котором были отменены предначинательные молитвы (Pater noster, Ave Maria и Credo); конечные антифоны к Пресвятой Деве сохранены только для completorium, а Афанасиев Символ веры – только на праздник Святой Троицы; запрещено переносить какие-либо чтения, антифоны, респонсории или гимны на другие дни; отменены все молитвенные обращения к Кресту Христову. Для великих праздников и воскресных дней была оставлена только «первая вечерня».

 



 
PR-CY.ru