БРЕВИАРИЙ - Страница 4

Каждый том включал вводную часть, содержащую папские буллы (Пия V и других пап, вносивших впоследствии изменения, – Климента VIII, Урбана VIII, Льва XIII), календарь и таблицы для вычисления дат Пасхи, праздников подвижного цикла и богослужебные указания (Rubricae generales breviarii); наиболее часто повторяющиеся и общие для всех служб молитвы, отпусты и благословения (Ordinarium); 150 псалмов (Psalterium), распределённых по каноническим часам и дням седмицы (feria), начиная с воскресных утренних служб (matutinae и Laudes); службы подвижного цикла (Proprium de tempore); службы неподвижных праздников и памятей святых (Proprium de sanctis); службы разным ликам святых (Commune sanctorum); приложения (Extra services): краткую службу Божьей Матери (Officium parvum B. Mariae), службу за усопших, вотивные службы, семь покаянных псалмов (6, 31, 37, 50, 101, 129, 142), степенные псалмы (Graduales), литанию святым, молитвы благословения трапезы и др. По сути, Breviarium Romanum restitutum представлял собой францисканский извод Бревиария Римской курии, в котором галликанская Псалтирь была заменена римской, хотя в части антифонов и респонсориев сохранялся галликанский текст; упорядочены рубрики; лекционарная система в общем соответствовала Ordo romanus XIII в., но библейские чтения, по сравнению с Бревиарием Римской курии, были сокращены в три раза. Исключены гомилии Оригена и множество апокрифических и легендарных житийных текстов. Больше всего изменений было внесено в санкторал: за основу принят месяцеслов времён папы Григория VII (1073–1085 гг.), максимально ограничены переносы праздников святых из разряда «простые» (simplices), большая часть октав отменена, многие памяти святых из разряда «полудвойных» (semiduplices) переведены в «простые» (в итоге оставлено 57 «двойных» (duplices), 30 «полудвойных» и 33 «простых»). При этом замена воскресной службы службами святых считалась нормой. Псалтирь вычитывался за одну седмицу: псалмы с 1-го по 108-й – на утренних службах, а со 109-го по 147-й – на вечерних (на ноктурнах полагается 18 псалмов и 12 чтений, на будничных – 12 псалмов и 3 чтения; на Laudes – шесть псалмов и песнь из Ветхого Завета; на completorium – четыре псалма; на 1-м часе в воскресенье – пять псалмов). Текст псалмов не дробился. Библейские песни из Нового Завета стихословились ежедневно: Magnificat на вечерне, Benedictus – на Laudes, Nunc dimittis – на completorium. На ноктурнах читалось Священное Писание: на 1-й – Ветхий Завет и Новый Завет, на 2-й – в праздники святых читались их жития, на 3-й – Евангелие, после которого следовало чтение проповеди (homilia) или толкования кого-то из святых отцов, в конце служб – небольшие отрывки из Священного Писания и житий (capitula). В начале всех последований читались молитвы «Pater noster» и «Ave Maria», на некоторых службах к ним добавлялся ещё и Апостольский Символ веры, а на 1-м часе рядовых воскресений – Афанасиев Символ веры. Laudes и вечерня заканчивались антифонами ко Пресвятой Деве. В конце праздничных matutinаe пелся гимн «Te Deum». По субботам, кроме периода Великого поста, больших праздников и памятей святых, имеющих бдение (vigilia), положено было служить краткую службу Божьей Матери, по понедельникам – службу за усопших, по средам и пятницам Великого поста читались соответственно покаянные и степенные псалмы. Священнические молитвы (orationes) изменяются в зависимости от дня седмицы. Почти на всех часах читалась коллекта, взятая из чина мессы, но первый час и completorium имели свои особые, неизменяемые молитвы. Кроме того, на некоторых службах совершалось поминовение (Commemoratio). Бревиарий Пия V был закреплён в уставах-конституциях новых католических орденов (иезуитов, камиллиан и др.), возникших в XVI–XVII вв., для которых миссионерское служение стояло на первом месте. Бревиарий стал также одним из основных пособий в личной молитвенной практике мирян. Однако сложная система рубрик и обилие гимнографических и агиографических текстов делало его использование в условиях жизни в миру затруднительным даже для приходского духовенства; последующие же реформы только увеличили уже имевшиеся диспропорции. Папа Сикст V (1585–1590 гг.), который до избрания был членом ордена францисканцев, вернул обратно большую часть праздников святых, исключённых Пием V (св. Франциска, св. Антония Падуанского и др.). При нём же началось исправление Вульгаты, которое завершил Климент VIII (1592–1605 гг.).

 



 
PR-CY.ru