БРАТСКИЕ МЕННОНИТЫ, новоменнониты

БРАТСКИЕ МЕННОНИТЫ, новоменнониты, меннонитская братская община – последователи религиозного течения меннонитов в протестантизме. Отделились от церковных меннонитов во второй половине XIX в. (первые попытки разделения были предприняты в 1854–1855 гг.; окончательное разделение произошло в 1860 гг.) и образовали самостоятельную общину, которая получила название «Соединённая христианская крестящаяся по вере меннонитской братская община в России». Основной причиной раскола послужило отступление церковных меннонитов от заветов одного из основателей меннонитства, голландского религиозного деятеля Менно Симонса (около 1492/1496 – 1559/1561 гг.). Братские меннониты стремились сделать нравственные требования более строгими, и они были более консервативны в вероучении. Исследователи считают, что появление этой группы произошло под влиянием проповедей лютеранского пастора Э. Вюста, объезжавшего в 1840 – начале 1850 гг. немецкие колонии в России (первоначально в меннонитских колониях на реке Молочной, а затем и в других местах). Часть меннонитов высказывали недовольство своими церковными собраниями, образовали движение, получившее название «вюстизм» (вюстовцы провозгласили себя «прощёнными грешниками, которых ждёт рай»). В 1855 г. из группы вюстовцев, живших в Мариупольском округе (Украина), выделилась секта гюпферов («прыгунов»), которые заканчивали моления радениями с плясками, прыганьем и т.п. Гюпферы (см. Гюпферство) из колоний на реке Молочной положили начало сформировавшейся в 1860 г. меннонитской братской общине (или новоменнонитам). Их первым духовным руководителем стал А. Унгерн, находившийся под заметным влиянием баптизма. К 1865 г. гюпферство изжило себя. На братских меннонитов усилилось баптистское влияние. Новоменнониты придерживались схожих с баптистами взглядов на крещение и хлебопреломление. Крещение они совершали в совершеннолетнем возрасте путём полного погружения крещаемого в воду, а хлебопреломление – четыре раза в год (в отличие от церковных меннонитов, которые совершали его дважды в год). Братские меннониты провозглашали принцип спасения верой, проповедовали непротивление злу насилием и отказ от воинской службы и присяги, ратовали за равенство всех членов, полную автономию общин и всеобщее священство. Немалое значение в расколе сыграли также социально-экономические причины, в частности – рост безземелья, который привёл к отделению малоимущих членов общины. Наибольшее распространение братские меннониты получили на юге Украины. В 1872 г. новоменнонитские общины объединились в Союз новоменнонитского братства, и в том же году состоялась их первая конференция. После трудных переговоров правительство признало их в качестве самостоятельной религиозной организации, и они получили название «братские меннониты». В 1870 гг. многие из них эмигрировали в Америку, образовав там впоследствии Меннонитскую братскую церковь Северной Америки. В 1963 г. произошло официальное объединение братских меннонитов с баптистами, и была создана единая организация во главе с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В СНГ численность братских меннонитов составляет приблизительно 60 тыс. Живут они в России (преимущественно в Сибири), Казахстане (Караганде и других местах) и Киргизии (в основном в Бишкеке). См. также Меннонитство

 
PR-CY.ru