БРАТЬЯ ОБЩИННОЙ ЖИЗНИ

БРАТЬЯ ОБЩИННОЙ ЖИЗНИ (Fratres communis vitae) – члены религиозного общества, возникшего в Нидерландах во второй половине XIV в. Их проповедь общинной жизни была попыткой реформировать жизнь общества на основах христианства. Евангельский мистицизм, свободный от всяких пантеистических и антиномистических тенденций, соединялся у них с аскетизмом; идеалом была общинная жизнь со всеми монашескими добродетелями – целомудрием, послушанием и нестяжательством. Новым в этих общинах было то, что члены не были связаны монашеским обетом, а религиозный подвиг был обусловлен свободной волей отдельного лица. Обязанностью каждого из братьев общинной жизни был посильный труд на общину и опекаемых. Они не замыкались в эгоистическом бегстве от мира, а, напротив, стремились воздействовать на мир путём проповеди на народном языке и на языке школы. Видное место в их деятельности занимали переписка книг и воспитание юношества. Все цели общества были трезвыми, практичными и нравственными; оно ставило себе целью внести дух жизни в омертвелые формы Римско-католической церкви. Основателем общества был житель г. Девентер Гергард Гроот (1340–1384 гг.), выступивший с проповедью покаяния и обращения к евангельской жизни (его жизнь описана Фомой Кемпийским). Но ему как не клирику проповедь вскоре была запрещена. Тогда он поселился в своём родном городе и стал собирать около себя молодых людей, которые под его руководством помогали друг другу вести истинно христианскую жизнь, занимались изучением Библии и переписыванием полезных книг, чтобы дать и другим возможность стремиться к христианскому совершенству. Общий труд повёл к образованию общей кассы, а общая касса – к полному общению жизни. Уже при жизни Гроота образовались две общины: мужская и женская. После его смерти вождём общины сделался Флорентий (1350–1400 гг.), жизнь которого также написана немецким католическим монахом Фомой Кемпийским (около 1379–1471 гг.). Флорентий дал общине твёрдую организацию, основал два монастыря регулярных каноников, и община начала быстро распространяться. В течение XV в. почти в каждом большом городе было по одной или по нескольку мужских или женских общин. Общность имений и правила вообще, господствовавшие в этих домах, не обусловливались обетами, как в монастырях: все было добровольным, свободным выражением любви. В состав каждого «братского дома» входили клирики и миряне, во главе каждой общины стоял ректор, избиравшийся членами; все общины имели свой центр в главной общине, девентерской. Братья общинной жизни носили установленную одежду и питались за общим столом. Время было строго распределено между молитвой, чтением Священного Писания и работой. Одни занимались ручным трудом, другие переписывали книги или учили в школах. По отношению к внешнему миру главным занятием общины было воспитание, как прямо, посредством школ и обучения детей, так и косвенно, посредством проповеди, лекций и распространения хороших книг. Это осуществление мирянами монашеского идеала вызывало подозрительное отношение к братьям «новой набожности»; их часто обвиняли в ереси, а нищенствующие монахи были их постоянными врагами. Не менее враждебно относились к ним и ремесленники, видя в них своих конкурентов. Зато их проповедническая и преподавательская деятельность встречала сочувствие и способствовала распространению общины. В XV в. все крупные нидерландские города и важнейшие города Германии имели дома братьев общинной жизни. Обычно какой-нибудь доброхотный жертвователь дарил им дом, или городской совет, нуждаясь в хорошей школе, призывал их в город. Рассеянные по различным городам, дома братьев общинной жизни были связаны между собой авторитетом девентерской общины и собраниями представителей отдельных общин. Общины принимали самое живое участие в движении немецкого гуманизма. В их школах воспитывался Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.), из среды братьев общинной жизни вышли Фома Кемпийский, Николай Кузанский (1401–1464 гг.) и горячо ратовавший за допущение народного языка в богослужении Герхард Цербольд из Цюфтена (ум. в 1398 г.). С наступлением Реформации общины отдались всецело новому движению, но в XVI в. они потеряли своё значение. После Реформации за школы взялось государство; книгопечатание сделало переписку книг ненужной; проповедь заняла выдающееся место в богослужении. Цели, ради которых была основана община, были достигнуты, и поэтому, воспитав многих замечательных людей, братья общинной жизни постепенно исчезли со сцены.

 
PR-CY.ru