БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария

БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария (1902–1995 гг.) – швейцарский философ-неотомист польского происхождения, член ордена доминиканцев (с 1927 г.). В 1920–1926 гг. изучал философию, право и политэкономию во Львовском и Познаньском университетах, в 1928–1931 гг. –  философию во Фрейбурге (Швейцария), в 1931–1935 гг. – теологию в папском университете «Ангеликум» в Риме. С 1931 г. – доктор философии, с 1935 г. – доктор теологии, с 1966 г. – почётный доктор юриспруденции Университета Нотр-Дам (США). В 1935–1940 гг. преподавал в университете «Ангеликуме» и в Ягеллонском университете в Кракове. Во время Второй мировой войны служил в Польской армии в Великобритании и Италии. После войны работал во Фрейбургском университете – профессором современной философии, деканом философского факультета, ректором; работал также в ряде университетов США, директором Института восточноевропейских исследований (1957–1972 гг.). Бохеньский – один из основателей (наряду с Г. Веттером) советологии, учредитель и многолетний редактор журнала «Studies in Soviet Thought» (1961 г.) и серии «Sovietica» (1959 г.), автор ряда фундаментальных работ по философии религии, истории философии, логике и истории логики. Основные сочинения: «Логика Теофраста» (1939 г.), «Диамат» (1950 г.), «Формальная логика» (1956 г.), «Современная западная философия» (1957 г.), «Методы современного мышления» (1965 г.), «Марксизм-ленинизм» (1976 г.) и др. В его работах содержится классическое изложение неотомистской онтологии, которая рассматривается им как функция метафизики. Бохеньский подчёркивал: «Метафизика, образующая ядро томистской философии, тесно связана с онтологией и рассматривает бытие как таковое в качестве своего объекта». Основная проблема онтологии – соотношение материи и формы. Материя относится к форме как потенция к акту. Можно вывести понятие первой материи как чистой потенции для любых форм. По своей философской ориентации Бохеньский рационалист, считающий, однако, что человеческая мысль в существенных проблемах философского характера наталкивается на границы, которые она не в состоянии преодолеть. В этом случае философ, последовательный учёный, не имеет права прибегать к религии, но она сама «входит» и определяет способ рассмотрения проблемы. Бохеньский выделяются четыре типа форм, связанных между собой отношениями выводимости и снятия (неорганическое тело, жизнь, бытие животного, бытие человека). Человек обладает бессмертной душой, схватывающей (в своём высшем совершенстве) достоинства предшествующих форм бытия. Он знает цели и способен выбирать, обладает максимально возможной на земле полнотой бытия. Гносеология Бохеньского исходит из двух томистских принципов: «интеллигибельности» (порядок творения через посредство божественной идеи и воплощение её в вещи таковы, что возможен обратный путь восхождения к идее) и «соучастия» (всякое конечное творение принимает участие в сущности Бога). С его точки зрения, следует различать Бога философов (бесконечное, необходимое, всё обосновывающее сущее) и Бога религии (священное, данное в человеческом сознании, в опыте верующего). Акт сознания – это ассимиляция разумом заключённой в вещи идеи. Бохеньский полагал, что неотомизм может привлекать для собственного развития отдельные тезисы феноменологии и аналитической философии, развивая и реализуя тем самым в современном католицизме установки аджорнаменто. В своих работах он осуществлял «ассимиляцию» неотомизма путём дополнения его отдельными положениями феноменологии, неопозитивизма, лингвистической философии. В историко-философских работах учёный рассматривал становление философии XX в. как продолжение процесса преодоления философской парадигматики Нового времени. Следуя традициям неотомизма, Бохеньский негативно характеризует этот период: целостную концепцию бытия сменил механицизм, а понимание человека как носителя Божественного начала – субъективизм. Он являлся одним из теоретических лидеров антикоммунизма: марксизм, по Бохеньскому, – вера, лишённая научного обоснования, с явно выраженной детерминантой тотального атеизма. Согласно Бохеньскому, Марксу часто приписываются взгляды Энгельса, Плеханова, Ленина и пр., кроме этого нередко вольно переинтерпретируются взгляды его самого. Маркс, у Бохеньского, ставил перед собой задачу чисто теоретическую – создание «научного социализма» и социологии (одним из основателей которой, с его точки зрения, он по праву и считается). Марксизм поместил в собственное теоретическое основание, не выдержавшие испытания временем, концепты «класс», «прогресс», «диалектический материализм», а также организовывался как доктрина по принципу идейной секты во главе с гуру. Главными характеристиками современного европейского знания Бохеньский считал антипозитивистскую ориентацию, реализм (признание способности человека постигнуть мир), плюрализм и персонализм. Его творчество сыграло весомую роль в процессах успешной полемики демократических мыслителей против их ортодоксальных марксистских оппонентов – особенно в условиях значимого фона религиозного мировоззрения. Соч.: Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. М., 1993

 
PR-CY.ru