БОФФ Леонардо

БОФФ Леонардо (род. в 1938 г.) – бразильский священник, теолог и социолог, бывший член ордена францисканцев, один из ведущих теоретиков (наряду с сальвадорским теологом Й. Собрино) христологического течения «теологии освобождения». Изучал философию и теологию в бразильских университетах в Куритибе (штат Парана) и Петрополисе (штат Рио-де-Жанейро), специализировался в области догматической теологии в Мюнхенском университете под руководством известных немецких теологов К. Ранера, Л. Шеффчика и Х. Фриза; непосредственно его образованием руководил Р. Коснер, ставший впоследствии верховным генералом францисканского ордена. Бофф испытал влияние марксизма (прежде всего, работ «раннего» Карла Маркса), однако считал приемлемым лишь марксистский способ анализа общества («Отказавшись от марксизма, мы придём к мистификации общества»), но не марксистские решения обнаруживаемых проблем. Леонардо Бофф писал: «Маркс помог нам понять, что действия религиозного характера не ограничиваются только религиозным аспектом. Они включают и политический, и экономический, и идеологический уровни». Он был главным редактором бразильского журнала «Rivista Ecclesiastica Brasileria» и ответственным редактором международного журнала «Concillium», c 1970 г. – член Теологической комиссии Бразильской епископальной конференции, профессор систематической теологии Высшего философско-теологического института в Петрополисе. После опубликования в 1981 г. книги «Церковь: харизма и власть», в которой Бофф упрекал церковь за то, что она не выступает в защиту бедных, а иерархию – за то, что она создала своеобразную «монархическую структуру», он был вызван (7 сентября 1984 г.) в Ватикан, где Конгрегация вероучения предписала ему на год отказаться от публичных выступлений (наложенный обет молчания был снят в 1986 г.). В 1992 г. Бофф вышел из францисканского ордена. Он – автор более 30 работ: «Иисус Христос как Освободитель» (1975 г.), «Церковь: харизма и власть. Теология освобождения» (1985 г.), «И церковь становится народом. Генезис церкви: церковь, которая рождается из веры народа» (1986 г.) и др. Ряд работ Бофф написал совместно с братом Клодовисом Боффом – также представителем «теологии освобождения», преподававшим (до запрета) на теологическом факультете Папского университета Рио-де-Жанейро. Особенность работ Боффа заключается в том, что он тесно увязывает теологию освобождения с христологией, разрабатывает такую христологию, которая, по его убеждению, отвечает потребностям его страны и Латинской Америки в целом. Принципы, которые Бофф считает первостепенными в этой области, сводятся к: 1) примату антропологического элемента над экклесиологическим (церковным); 2) примату утопического элемента над конкретным (поскольку проповедь Иисуса Христа – это тоже утопия для земного мира); 3) примату общественного фактора над личностным; 4) примату деятельности над теологической рефлексией. По его убеждению, Христос предложил человечеству Царство Божье, которое «есть не что иное, как революция, тотальное и структурное преобразование существующей действительности, человека и мира, очищение от всевозможного зла». Бофф исходит из тезиса о том, что церковь рождена и действует в этом мире, в той или иной степени детерминирована в своих действиях сложившимися формами общественного производства, вовлечена в отношения господства и подчинения-сопротивления. Поэтому, с одной стороны, «церковь сплошь и рядом способна выступить как религиозная идеология, узаконивающая господствующий порядок», но с другой – она может благословить и оправдать радикальное изменение сложившегося порядка. «Свобода возникает не из проповедей, а из практики борьбы за возвеличивание жизни», – утверждает Бофф. По ходу истории (которая есть, прежде всего, история освобождения) меняются её субъекты. Таковыми в современном «третьем мире» стали беднейшие слои трудящихся, организующиеся в низовые христианские общины, открытые миру. Появление и развитие низовых (базовых) общин Бофф считает подлинным экклесиогенезом, т.к. их члены способны (частично) взять на себя роль профессиональных богословов. Низовые общины по мере осознания ими своего места в процессе освобождения порождают народную церковь, противостоящую традиционной церкви (воплощающей собой культуру господствующих классов) и работающую в гуще народных масс, понимая и поддерживая их стремление к социальной справедливости и участвуя в его реализации.

 



 
PR-CY.ru