БОСТОН Томас

БОСТОН Томас (1676–1729 гг.) – шотландский теолог, участник теологических споров в Церкви Шотландии начала XVIII в. Родился в пресвитерианской семье (см. Пресвитерианство), подвергавшейся преследованиям в период Реставрации. После окончания колледжа в 1697 г. Томас становится пресвитерианским священником в г. Симприне. С 1707 г. и до конца жизни он служил в с. Эттрик недалеко от границы с Англией. В юности испытал влияние проповедей известного шотландского теолога XVII в. Г. Эрскина, вместе с сыном которого, Эбенизером Эрскином, стал одним из создателей теологической группы «Люди сути». Большое влияние на их мировоззрение оказала книга «Суть современной теологии», от названия которой группа получила своё наименование. Руководствуясь этим сочинением, а также Вестминстерскими стандартами, Бостон вместе с Эрскином выступили против так называемого гиперкальвинизма – представления, согласно которому проповедь не является актуальной задачей церкви, поскольку Бог может обратить людей и без неё. Стремясь примирить кальвинистское положение о суверенитете Бога в процессе обращения и спасения с необходимостью активной евангельской проповеди, «Люди сути» полагали, что церковь является богоустановленным инструментом спасения. Главный же труд Бостона «Природа человека в её четырёх состояниях» (1708–1709 гг.) посвящён теологической антропологии и представляет собой переработку его воскресных проповедей и лекций. В этой книге Томас Бостон рассматривает четыре состояния человеческой природы (невинное, падшее, спасённое и погибшее) и, развивая основные принципы кальвинистской теологии, ставит вопрос о значении человеческой активности в процессе спасения. Он формулирует учение о союзе верующего с Христом, условием которого является сознательное обращение и усердие человека в деле спасения. Книга оказала значительное влияние на развитие Церкви Шотландии, а высказанные в ней положения впоследствии были использованы Т. Чалмерсом и другими создателями Свободной Церкви Шотландии. В 1717–1722 гг. Томас Бостон становится главным участником знаменитого «спора о сути» в Церкви Шотландии, смысл которого – в выяснении соотношения закона и благодати. В отличие от своих противников, абсолютизировавших роль закона (так называемых неономиан), Бостон доказывал, что закон необходим для осознания человеком своей греховности, но только благодать обращения даёт ему силы для борьбы с грехом.

 
PR-CY.ru