Словарь по христианству Б БОССЮЭ Жак-Бенинь - Страница 3

БОССЮЭ Жак-Бенинь - Страница 3

Начинал он свои речи обычно очень просто и затем достигал высшего пафоса, почти не прибегая к риторическим приёмам. Лучшей из них считается проповедь «О смерти», полная глубокой веры, правдивости и любви к человечеству, которое проповедник хочет избавить от гнетущего страха смерти. В этой проповеди Боссюэ настолько близко сходится с мыслями французского религиозного философа Блеза Паскаля (1623–1662 гг.), что даже возник вопрос о степени влияния Паскаля на его миросозерцание. Но это сходство гораздо проще объясняется общностью источника, из которого черпали оба автора, – Аврелия Августина. Из проповедей Боссюэ выделяются также надгробные речи и слова-утешения, пафосом которых также является преодоление страха смерти (тенденция, не характерная для эпохи расцвета макабра; см. Пляска смерти). В надгробных речах, которые целиком принадлежат перу самого Боссюэ и отличаются ещё более блестящими качествами, чем проповеди, он является новатором: в этом виде красноречия он не имел ни предшественников, ни последователей. К числу самых знаменитых принадлежат надгробные речи, посвящённые памяти Генриетты Французской, Генриетты Английской, Людовика Бурбона и принца Конде. По своему содержанию они имеют не столько религиозное, сколько литературное значение. Боссюэ обозревает в них всю историю XVII в., группируя её события вокруг выдающихся людей, сходивших один за другим в могилу. В речи на смерть Конде он рисует борьбу католической церкви с янсенизмом, смертью жены Людовика XIV Марии Терезии он пользуется, чтобы дать общую характеристику царствования «короля-солнце». Самой блестящей речью Боссюэ считается речь на смерть принца Конде. В ней он рассматривает всю военную историю своего времени, перечисляет военные подвиги Конде и даёт художественные, подчас даже резкие характеристики современных ему деятелей. Боссюэ был не только одним из самых красноречивых проповедников своего времени, но и выдающимся историком, защитником чистоты католического вероучения и духовным лидером Французской церкви в последние десятилетия XVII в. Его «Размышления о всемирной истории» («Discours sur l'histoire universelle»), излагающие период от сотворения мира до короля франков Карла Великого (742–814 гг.), написанные как учебное пособие для дофина, явились (при всей их богословской направленности) одним из первых исторических исследований, предлагавших анализ причин исторических событий и определённую философию истории. Продолжая традицию Августина Блаженного, автор усматривает смысл исторического процесса в развитии христианской церкви. С этой точки зрения Боссюэ взглянул на культуру Греции и Рима, обратил особенное внимание на историю еврейского народа и придал ему громадное значение в судьбах античного мира. Как политический мыслитель он выступал с позиций оправдания автономии светской власти, близкой византийской симфонии властей или флорентийским гибеллинам, отвергая теократическую идеологию папства в «Политике, основанной на Священном Писании» (написана как учебник для дофина, издана посмертно в 1709 г.). Здесь он ставил целью доказать неограниченность королевской власти, обнаружить её божественное происхождение и подвести богословский фундамент под политическую теорию Людовика XIV (поэтому, после торжества во Французской церкви в XIX в. ультрамонтанского течения, Боссюэ потерял часть своей прежней популярности). Среди его этико-богословских и религиозно-философских сочинений наибольшей известностью пользуются «Размышления о Евангелии», «Благочестивые размышления о таинствах» (трактаты, полные одновременно наивной веры христианина и пытливой мысли философа) и «Трактат о познании Бога» (учебник христианской философии, составленный им для дофина), которые отличаются богословской эрудицией, прекрасным знанием античной и древнехристианской литературы, блестящим стилем. В сфере нравственного богословия он выступал против иезуитской казуистики и учения янсенистов о благодати. Полемические сочинения Боссюэ, в большинстве направленные против янсенизма и кальвинизма, отмечены сравнительной толерантностью. По отношению к протестантизму Боссюэ пытался подчеркнуть противоречивость реформационных течений, противопоставляя им единство католицизма. Он стремился воссоединить протестантов с католиками, и его труд «История изменения протестантских церквей» («Histoire des variations des glises protestants», 1688) исследователи склонны считать основным в творчестве проповедника. Здесь Боссюэ противопоставляет незыблемость католической традиции – эволюции, которую пережили протестантские церкви со времени своего возникновения, и доказывает, что, несмотря на провозглашённый протестантами девиз (возвращение к чистоте первых времён христианства), протестантизм всё время переживает перемены в своём учении. Эта книга вызвала ответы двух протестантов (Жюрье и Банажа), которые, в свою очередь, доказывали, что и католическая церковь в первые века своего существования переживала эволюцию.



 
PR-CY.ru