Словарь по христианству Б БОССЮЭ Жак-Бенинь - Страница 2

БОССЮЭ Жак-Бенинь - Страница 2

Выступая поборником догматической строгости, Боссюэ в 1690 гг. выступил против нового религиозного движения – квиетизма, осудив рационалистическое истолкование Священного Писания французским католическим библеистом Ришаром Симоном (1638–1712 гг.), развернул критику квиетизма члена Французской академии Франсуа де Салиньяка де Ла Мотт Фенелона (1651–1715 гг.) и мадам Гюйон, урождённой Бувье де ла Мотт (1648–1717 гг.). В 1697 г. Боссюэ был назначен членом Государственного совета, в 1700 г. руководил съездом французского духовенства, выступая неоднократно как против иезуитской теории пробабилизма (т.е. вероятностного стиля мышления, противоположного детерминистическому подходу), так и против учения янсенистов о благодати. В 1671 г. он был избран членом Французской академии. Умер в Париже; по выражению Сен-Симона, «с оружием в руках», диктуя на смертном одре текст нового богословского трактата. Знаменитый французский моралист Жан де Лабрюйер (1645–1696 гг.) назвал Боссюэ «последним отцом Церкви». Роль, которую он сыграл в истории французской церкви, совершенно исключительна. Боссюэ был одинаково знаменит и как историк, и как догматик, и как полемист. Не меньшую роль сыграл Боссюэ и в истории французской литературы как величайший из французских ораторов и замечательный стилист. Большая и основательная эрудиция, убеждённость, богатство фантазии были обычными достоинствами его трудов. Его произведения отличаются богатством и гибкостью языка, его красноречие изысканно, слог нередко становится поэтичным и живописным, отмеченным яркой образностью и одушевлённым глубоким религиозным чувством. Боссюэ начал записывать свои речи и работать над догматическими трудами в возрасте 40 лет, и тем не менее, ни один из французских писателей (кроме Вольтера) не написал так много, как он. Мировоззрение Боссюэ сложилось первоначально под влиянием Аврелия Августина (Блаженного; 354–430 гг.) и Фомы Аквинского (1225/1226 – 1274 гг.), к более позднему времени относится его знакомство с трудами видного идеолога Восточной церкви Иоанна Златоуста (344/354 – 407 гг.) и других восточных Отцов церкви. Момент, когда начиналась его деятельность, был для Боссюэ в высшей степени благоприятным. Продолжительные религиозные смуты XVI в. были забыты, католицизм переживал во Франции возрождение и легко вербовал новых приверженцев. Мечта о восстановлении единства церкви казалась осуществимой, и Боссюэ сделался страстным поборником этой идеи. Мец был особенно подходящим местом для его деятельности; там жило много евреев и протестантов, и протестантские пасторы  Ферри и Ансильон пользовались в городе успехом. Боссюэ решительно выступил в защиту католицизма, произносил красноречивые проповеди (из этого периода его жизни сохранилось 57 проповедей), опровергал сочинения протестантских пасторов и в короткое время многих обратил в католицизм. Его слава как оратора вскоре распространилась по всей Франции, особенно после того, как на его проповеди однажды присутствовала королева Анна. Проповеди Боссюэ очень разнообразны по своему содержанию: то дидактически-теологические («О доброте и строгости Божьей», «Первая проповедь в Страстную Пятницу» и др.), то философско-этические («О честолюбии», «О смерти», «О промысле», «О светской чести», «О справедливости» и т.д.), то выясняющие смысл того или иного церковного торжества («На праздник Пятидесятницы», «На праздник Обрезания», «На праздник Рождества Христова» и пр.). Большинство проповедей записано не им самим, а его слушателями, и, тем не менее, их текст сразу же обнаруживает ораторский талант автора. В них чувствуется сильное влияние классических ораторов и прекрасное знание древних литератур, но по духу автор – верный сын христианской церкви и последователь Августина Блаженного.

 



 
PR-CY.ru