БОККАЧЧО Джованни

БОККАЧЧО Джованни (1313–1375 гг.) – итальянский прозаик, поэт, гуманист. Вместе с Франческо Петраркой (1304–1374 гг.) он стал основоположником гуманистической культуры европейского Возрождения, хотя к гуманизму Возрождения пришёл своим путём. Боккаччо был теснее связан с универсализмом Данте Алигьери (1265–1321 гг.) и в то же время с жизнью Флоренции, корни его творчества глубоко уходили в народно-городскую культуру Позднего Средневековья. Если у Петрарки был отчётливо выявлен «разрыв постепенности» при переходе к Возрождению, то произведения Боккаччо показывают, что такой «разрыв» был подготовлен всем ходом исторического развития культуры XIII–XIV вв. Боккаччо создал новеллу Возрождения, заложил основы ренессансной поэтики, эпической поэмы и пасторали, а также психологического романа Нового времени. Именно он был первым, кто раскрыл сущность гуманистической революции Возрождения и связал её с новым художественным методом в литературе и в изобразительном искусстве. Боккаччо был незаконным сыном купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, родился во Флоренции или в Чертальдо. Предположение о том, что он родился в Париже, исследователи признают легендой (его мать, Жанна, была француженкой). Подобно Петрарке, Боккаччо испытывал потребность мифологизировать собственную жизнь, придавая ей характер модели бытия нового, внутренне свободного человека. Ко времени рождения сына Боккачино работал на флорентийский банкирский дом Барди. В 1316 г. или немногим позже работодатели отозвали его во Флоренцию. Он взял с собой сына, и ранние годы будущий писатель провёл в благотворной атмосфере города, где к тому времени процветали коммерция и искусства. Под руководством Джованни да Страда, отца поэта Дзаноби, Боккаччо изучал «грамматику» (латынь). Позднее отец решил познакомить его с «арифметикой» – искусством вести счета. В 1327 г. дом Барди послал Боккачино в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением банка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу. В этой должности он, по его словам, потратил впустую шесть лет. Ещё шесть лет было потрачено на изучение канонического права, вновь по настоянию отца. Лишь затем Боккачино назначил Джованни содержание. Хотя ни купца, ни юриста из него не получилось, жизнь в Неаполе чрезвычайно развила Боккаччо. Сын влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского (1309–1343 гг.), он имел доступ ко двору просвещённого монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов. Здесь он с жадностью читал Вергилия, Овидия, Стация, Тита Ливия и Апулея, меньше, чем Петрарка, занимался филологией, но зато острее чувствовал поэзию Данте, французских рыцарских романов и народных былин – кантари. Однако главным были не книги. К гуманистическому открытию мира и человека Боккаччо пришёл не столько в результате нового прочтения классиков, сколько под влиянием непосредственного восприятия самой действительности. Соприкосновение с миром купцов-мореплавателей и морских разбойников заставило поэта по-новому задуматься над ролью, которую играют в жизни человека ум, великодушие, мужество, судьба, случай, а также привило Боккаччо любовь к романтике, составляющую одну из самых привлекательных черт его произведений. Неаполь выбил его из проторенной колеи сословного уклада и сбросил с его глаз шоры «бюргерской» ограниченности. Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений, пока 30 марта 1336 г. в маленькой церкви Сан Лоренцо не встретил женщину, Марию д'Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты («Огонёк»). Для неё или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, но вскоре Мария стала любовницей Джованни. Однако она недолго хранила ему верность. Уязвлённый изменой Боккаччо написал сонет – одно из самых злых обличений в итальянской литературе. В Неаполе, помимо многочисленных стихотворений, воспевавших Фьямметту, и поэмы «Охота Дианы», написанной под влиянием дантовской «Новой жизни», Боккаччо создал в промежутке между 1336 и 1340 гг. роман в прозе «Филоколо» (на сюжетной основе популярного кантари о Флорио и Бьянкофьоре) и две большие поэмы – «Филострато» и «Тезеида», фабульно связанные с итальянскими обработками французских рыцарских романов. В XIV–XV вв. эти произведения жадно читались и сыграли важную роль в формировании новой итальянской литературы.

 



 
PR-CY.ru