БОГ СЛОВО - Страница 6

Из того, что имя «Слово» было открыто апостолу Иоанну свыше, никоим образом, однако, не следует, что оно не имеет ничего общего с Логосом греческой философии и богословием иудейской религиозной традиции. Напротив, по мнению профессора Знаменского Д., «связь между учением апостола Иоанна о Логосе и дохристианскими религиозно-философскими учениями существует, но только проявляется она не в зависимости первого от последних по происхождению, а в том, что и в дохристианских религиозно-философских учениях содержится в той или другой мере истина» (Знаменский Д. «Учение св. Апостола Иоанна Богослова в четвертом Евангелии о Лице Иисуса Христа». Киев, 1907). Из первого стиха Евангелия Иоанна: «В начале было Слово. И Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1), – вытекает несколько важнейших положений христианского богословия, касающихся внутренней сокровенной жизни Божества. При толковании этого стиха Евангелия в святоотеческой литературе общепринято для пояснения образа рождения Слова от Отца пользоваться аналогией с рождением слова от ума человека. Как человеческий ум, рождая слово, является по отношению к этому слову как бы отцом, а слово по отношению к уму как бы сыном, так и Бог Слово предвечно рождается от Бога Отца. Такую параллель учители церкви проводили, желая подчеркнуть бесстрастное, безболезненное, чуждое всякого деления непостижимое рождение Слова от Отца. Под выражением евангелиста «в начале» большинство толкователей понимали начало времени, начало мира, начало тварного космоса – некоторую пограничную точку между вечностью и временным конечным бытием. Из того, что Слово уже было в этой точке,  было в начале,  когда мира и времени ещё не было, следует вывод о Его предвечном, вневременном, надмирном бытии: «Когда слышишь о Единородном, что Он в начале был, а не то, что имел начало, разумей бытие Его прежде всего мыслимого и прежде веков, бытие безначальное, или вечное» (Иоанн Златоуст). Слово также было «у Бога» – это говорит о том, что, Оно, с одной стороны, в вечности существовало не отдельно от Бога Отца, т.к. не возможно, чтобы Бог был когда-либо без Слова, Силы и Премудрости (1 Кор. 1:24), а с другой стороны, Оно все-таки есть отдельная от Отца Ипостась. О Божественном достоинстве этой Ипостаси прямо говорят слова Евангелия: «И Слово было Бог» (Ин. 1:1). Святые отцы видели здесь указание на тайну троичности Божества: евангелист говорит о первых двух Лицах Троицы – об Отце и Слове. Отец и Слово равны между Собой – и Отец есть Бог, и Слово также есть Бог, и это Слово было от вечности у Отца. Далее в прологе говорится об отношении Слова к миру: «Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Слово по отношению к миру является Творцом и Создателем, т.к. нет никакого предмета, никакой вещи или сущности как материального, так и духовного мира, которая бы не через Слово получила бытие. Об этой творческой деятельности Слова апостол Павел говорит: «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Кол. 1:16–17). Слово не только даёт бытие всему существующему, Оно также есть и источник жизни для всего живущего: «В Нём была жизнь» (Ин. 1:4; ср. Ин. 5:26; 11:25; 14:6). Для людей Оно является, кроме того, источником духовной жизни, которая есть «свет человеков» (Ин. 1:4). Этот свет ведения Бога не может быть объят и поглощён тьмой (Ин. 1:5). По Иоанну Златоусту, евангелист называет Его светом и жизнью, потому что Он дал людям свет познания и в этом свете – жизнь. Слово не осталось навсегда сокрытым от мира и людей, но открылось людям через воплощение: «И Слово стало плотию» (Ин. 1:14). «Когда слышишь, что Слово стало плотию, не подумай, что Оно оставило собственную Свою природу и превратилось в плоть, ибо Оно не было бы и Богом, если бы превратилось и изменилось, но что, оставаясь тем, чем было, Оно стало тем, чем не было» (Феофилакт Болгарский. «Толкование на Евангелие». Ч. 2, М., 1993). Не оставив Отеческих недр, Слово воспринимает в Свою Ипостась человеческую природу Иисуса Христа, преодолевая бездну, отделяющую Творца от творения. Воплотившись, Слово обитало с людьми, полное благодати, истины и славы (Ин. 1:14).

 



 
PR-CY.ru