Словарь по христианству Б БОГ СЛОВО - Страница 4

БОГ СЛОВО - Страница 4

Из различных семенных логосов происходят все вещи и явления в нашем мире – подобно тому, как из семян вырастают различные растения. Разум человека – тоже один из семенных логосов, частное проявление единого Логоса. Этот индивидуальный Логос человека проявляется в нём двояким образом: как внутренний разум и мысль человека и как изречённое во вне словесное выражение мысли. Это учение стоиков о двойственном бытии человеческого логоса (внутреннем и внешнем) впоследствии оказало влияние на философию выдающегося представителя еврейского эллинизма Филона Александрийского (около 25 г. до н.э. – 50 г. н.э.) и через неё – на раннее богословие отцов церкви первых трёх веков христианской эры. Религиозная философия Филона Александрийского является последним логическим звеном в древней философии. Она стоит на грани между ветхозаветными представлениями иудеев о Божестве и учением греков о Логосе и максимально приближается к евангельскому Откровению Бога Слова о Самом Себе. Филон считал, что и богооткровенная религия иудеев, и умозрение философов являются отражением одной высшей истины и ведут к одному и тому же – к единому Богу. Поэтому он пытался создать такую религиозно-философскую систему, которая примирила бы и соединила в себе эти два пути: путь откровения и путь умозрения. Во многом ему это удалось. Владея всем лучшим, что было у дохристианского человечества, Филон в своей философии достигает такой близости к новозаветному евангельскому Откровению, какой до него не достигал ни один философ древности. Многие положения его учения имеют, по крайней мере, с чисто внешней стороны, черты поразительного сходства с христианством. Логос у Филона отделён от Верховного Божества и выступает, прежде всего, как посредник между Ним и миром. Трансцендентный Бог нуждается в таком посреднике, с одной стороны, для Своего имманентного действия в мире (сотворения, промысла), а с другой – для искупления и примирения с Собой падшего греховного человечества. Остро встававший при этом вопрос, какую природу имеет этот посредник (Божественную или тварную), Филон вопреки логике философского умозрения не решает ни в ту, ни в другую сторону, но его учение о природе Логоса имеет двойственный характер. Иногда он называет его «Богом», «вторым Богом», «первородным Сыном Божьим», «вечным Словом Божьим», «сиянием славы Божества», определяя, по-видимому, во всех этих местах природу Логоса как Божественную и нетварную. Но в других местах он выступает как некое тварное подчиненное Богу существо: «многоименитый Архангел», «служитель Божий», «старейший из Ангелов», «слуга Божий». Таким образом, Логос является и Богом, и творением одновременно. Сильная религиозно-мистическая настроенность Филона сделала возможным для него принятие этого непреодолимого для строго философствующего ума противоречия, т.к. только таким способом он мог развить своё учение о Логосе-посреднике. Заимствовав из антропологии стоиков разделение Логоса в человеке на внутренний и внешний, Филон, может быть, впервые применил эту модель по отношению к общемировому универсальному Логосу, который проявляется у него в двух этих формах: как внутренний сокровенный разум верховного Божества и как изречённый вовне ради сотворения мира. Обе эти формы суть две стороны единого Логоса, причём внутренний Логос, будучи сокровенным разумом, премудростью и силой, логически-необходимо должен иметь Божественную природу, а изречённый Логос, являясь некоей формой и душой мира, нередко отождествляется философом с самим миром, имея, таким образом, общую с миром тварную природу. Этот факт тварно-нетварной двойственности природы единого Логоса весьма созвучен с христианским богословием новозаветного Логоса, являясь как бы Его прообразом и предвозвестителем от философии, в чем-то подобным многочисленным прообразам книг Ветхого Завета. Говоря о природе Логоса, Филон иногда определяет её как некоторую среднюю между Богом и человеком. Логос говорит смертным людям: «Я  стал в середине между Господом и вами, не будучи ни нерождённым, как Бог, ни рождённым, как вы, но представляя среднее между крайними и посредствуя между обоими» (Болотов В.В. «Учение Оригена о Святой Троице»).

 



 
PR-CY.ru