Словарь по христианству Б БОГ СЛОВО - Страница 3

БОГ СЛОВО - Страница 3

Поэтому, с одной стороны, языческий греко-римский мир смог принять проповедь Евангелия о воплотившемся ради нашего спасения Боге Слове, а с другой стороны, и само христианское богословие сочло для себя возможным принять (хотя и не без оговорок) рационально-понятийный аппарат учения о Логосе греческой философии. Греческое слово «Логос» имеет много значений: «слово», «изречение», «мысль», «разум», «смысл», «причина», «идея», «слава». Из них ближайшими для характеристики смыслового содержания Логоса греческой философии являются «разум», «идея», «смысл». Вся философия греков помещала в центр мироздания именно некий разум и смысл – Логос, являющийся причиной и основанием всякого бытия. Принято считать, что впервые термин «Логос» для обозначения этого общемирового разумного начала ввёл Гераклит Эфесский (около 540 – около 480 гг. до н.э.). По Гераклиту, Логос есть некий высший разум, высший закон общемировой гармонии, примиряющий в себе борьбу и рознь противоположных начал и стихий мира. Он есть также вечный закон мирового движения, преодолевающий мировой хаос и приводящий всё в состояние порядка и гармонии. Логос неотделим у Гераклита от первостихии огня и есть, таким образом, как бы разумный одухотворённый огонь. Этот Логос-огонь, по-видимому, имманентен материальному космосу и сливается с ним в одно целое, придавая, таким образом, учению Гераклита пантеистический характер. Разум человека есть частица Логоса, и по этой причине человек может соединяться с ним. В этом Гераклит видел цель жизни философа. Несколько иную концепцию разумного мирообразующего начала можно видеть у Анаксагора (499–428 гг. до н.э.). Его Логос есть некий универсальный ум. Он так же, как и у Гераклита, создаёт мир и приводит всё в движение. Однако свойства, которыми Анаксагор наделяет этот ум (он называет его бесконечным, чистым, не смешанным с материей), позволяют исследователям сделать предположение, что, в отличие от Логоса Гераклита, он не смешивается с миром, но является трансцендентным по отношению к нему. Также этот ум имеет и некоторые индивидуалистические черты и является, по-видимому, некоей личностью. Дальнейшее своё развитие понятие Логоса получило в философии Сократа и его последователей – Платона и Аристотеля. Сократ (около 470 – 399 гг. до н.э.), обратившись в своих философских умозрениях от изучения внешнего космоса к внутреннему миру души и ума человека, логически-последовательно пришёл к выводу о необходимости существования за пределами материального мира некоторого идеального начала – мира идей. Этот мир идей и есть Логос Сократа. Учение об этом Логосе – мире идей развил ученик Сократа, Платон (428–347 до н.э.). По Платону, мир идей имеет, в отличие от материального мира, вечное, неизменное, безусловное, истинное бытие. Вещи материального мира – лишь несовершенный образ этих вечных идей. Идеи связаны между собой логическими связями и образуют некоторый стройный мир: высшие идеи заключают в себе низшие и сами заключены в более высшие. На вершине этой пирамиды – некая абсолютная идея Высшего Блага. Эта идея, будучи бесконечной по содержанию, объемлет собой весь мир идей и содержит их в себе. Таким образом, Логос Платона – это бесконечный трансцендентный идеальный мир с идеей Высшего Блага во главе. Ученик Платона Аристотель (384/383 – 322 гг. до н.э.) изменил некоторые фундаментальные положения своего учителя. Вместо диады: мир идей – идея Высшего Блага  у него выступает другая диада: мир форм – Перводвигатель, который является у Аристотеля умом и, по-видимому, носит личный характер. Мир форм, в отличие от мира идей Платона, имманентен материальному космосу, а Перводвигатель – трансцендентен ему. Логос Аристотеля, таким образом, по отношению к миру имеет двойственный характер: трансцендентно-имманентный. Следующий этап в развитии античной идеи Логоса открывает стоическая философия. Стоики в своём понимании Логоса отказались от всякой трансценденции, как лишней и ненужной абстракции. Их Логос присущ самому материальному миру и неотделим от него. Мир и Логос здесь сливаются в некий единый сознательно-разумный и интеллигентный универсум. Стоики разработали учение о так называемых семенных логосах, посредством которых единый семенной Логос пронизывает и наполняет собой все предметы мира.

 



 
PR-CY.ru