БОГ ДУХ СВЯТОЙ - Страница 6

Так, например, по приказанию императора Михаила VIII Палеолога (1259–1282 гг.) против ослушников царской воли, не соглашавшихся на унию с Римской церковью, в одном только 1273 г. хрониками зафиксированы лишение состояния, ссылка, тюрьма, ослепление, избиение плетью, отсечение рук. Хранителем патриаршей печати Великой церкви (хартофилаксом) в это время был Иоанн Векк (впоследствии патриарх, с 1275 по 1282 гг.). Он также мужественно сопротивлялся царской воле, несмотря на то, что царь лично и своими соображениями, и логическими доводами тогдашних учёных старался убедить его. Встретив такой отпор, царь приказал схватить Векка (и с ним почти всю его родню) и бросить его в ужасную темницу. Но после этого царь вспомнил, что лет 25 тому назад, в царствование Иоанна III Дуки Никейского (1223–1255 гг.), был поднят тот же вопрос о соединении церквей, и что живший в то время Никифор Влеммид, человек учёной и знаток Священного Писания, начал было на досуге собирать свидетельства священных книг, по-видимому, подкрепляющие латинское учение, и тайно писать на эту тему. Найдя написанное Влеммидом, царь послал это Векку. Тот, внимательно прочитав написанное, просил прислать ему те святоотеческие творения, из которых Влеммид приводил свидетельства. Получив их от царя, он охотно принял на себя труд внимательно прочитать их и проверить, в результате чего пришёл к убеждению (в 1274 г.), что примирение и соединение с Римской церковью для Восточной церкви возможно. После этого он стал заботиться о соединении церквей и в этом деле оказывал царю всяческое содействие. Таким образом, становится понятным, какое огромное практическое значение вопрос о Святом Духе имел в те времена на Востоке, но его решение у богословов греческой церкви было не одинаково, и мнения их разделились. Одни из них, богословы-унионалисты (Никифор Влеммид, Иоанн Векк, Константин Мелетионит, Григорий Мамма) старались доказать, что греческие отцы и учители церкви, говоря об исхождении Святого Духа через Сына, разумели здесь посредничество Сына в предвечном исхождении Святого Духа, поэтому учение Римской церкви о Filioque не противоречит учению восточных отцов, и примирение и общение между этими церквами возможно. Другие, богословы-полемисты (Григорий Кипрский, Марк Евгеник, он же Марк Эфесский), напротив, считали Римско-католическую церковь отступившей от чистоты православия в вопросе о Святом Духе, и потому соединение с ней находили невозможным. На Флорентийском соборе (1438–1445 гг.), по свидетельству Сиропуба, Марк Эфесский в диспутах с латинянами очень искусно показывал и разъяснял различие между греческими предлогами «через» и «от». Соперник и преемник константинопольского патриарха Иоанна Векка, Григорий II Кипрский (1283–1289 гг.), в формуле греческих отцов и писателей «через Сына» видел выражение мысли о временном послании Святого Духа Богом Сыном в мир. По его толкованию, в словах «от Отца через Сына» выражено в сжатой форме учение и о вечном, и о временном исхождении Святого Духа. В этом же аспекте вопрос о Filioque обсуждался и в новейшее время в богословской литературе, как в русской (статьи В.В. Болотова и др.), так и в иностранной, особенно старокатолической. В ходе Реформации основоположник кальвинизма Жан Кальвин (1509–1564 гг.) заявил, что Святой Дух доносит смысл Священного Писания до сердец и умов верующих. Основатель методизма Джон Уэсли (1703–1791 гг.) учил об участии Святого Духа в «освящении» верующего (продолжением его взглядов стало движение святости в XIX в.). См. также Великая схизма



 
PR-CY.ru