БОГ ДУХ СВЯТОЙ - Страница 4

Такое новое учение о личном свойстве Святого Духа стало известно греческой церкви и вызвало на Востоке недоумение и нарекания, побудившие византийского мыслителя и богослова Максима Исповедника (около 580 – 662 гг.) к разъяснениям этого факта в его послании к кипрскому пресвитеру Марину. Эти разъяснения, по толкованию церковного деятеля и писателя IX в. Анастасия Библиотекаря (817–879 гг.), состояла в том, что под исхождением Святого Духа и от Сына латиняне разумеют послание (missionem) Святого Духа Сыном. В VIII в. вопрос об исхождении Святого Духа стал на Западе предметом споров, и многие, не различая временного посланничества в мир и вечного исхождения Святого Духа, стали утверждать, что Святой Дух равно исходит от Отца и Сына предвечно. Несмотря на это, новое учение тогда ещё не получило на Западе полных прав гражданства и признавалось далеко не всеми. Знаменитый учёный, богослов и поэт эпохи Каролингского возрождения Алкуин (около 735–804 гг.) писал к лионским братьям, чтобы они избегали испанского нововведения и не позволяли себе ни малейшего прибавления к Символу веры, а патриарх аквилейский Павлин даже созвал в 791 г. поместный Собор, на котором осудил всякое подобное прибавление. Но голос этих ревнителей не был услышан. В 809 г. император франков Карл I Великий (771–814 гг.) созвал в Аахене Собор под своим личным председательством для рассуждения по вопросу о Filioque. На этом Соборе под влиянием императора сторонники Filioque имели перевес, и было постановлено утвердить для постоянного употребления Символ веры с этой прибавкой. От лица императора и Собора в Рим к папе Льву III (795–816 гг.) было отправлено посольство с просьбой утвердить новый догмат. Послы, прежде всего, старались убедить папу, что учение, на которое они просят у него согласия, есть учение истинное и древнее. Но Лев III своего согласия на внесение Filioque в Символ веры не дал, а чтобы охранить его от всякой порчи на будущее время, приказал начертать Никео-Цареградский Символ на двух серебряных досках (на одной – по-гречески, на другой – по-латински) и повесить их в главном римской храме св. Петра с надписью: «Я, Лев, поставил это по любви к православной вере и для её охранения». Несмотря на противодействие папы, не дозволенная им прибавка к Символу веры всё же постепенно была принята в разных местах в Галлии, Испании, Италии и Германии. Когда во второй половине IX в. папские миссионеры явились к болгарам с целью склонить их к подчинению папскому престолу, то они распространяли в Болгарии Символ веры со вставкой в него Filioque. Тогда-то константинопольский патриарх Фотий I Великий (858–867; 877–886 гг.) возвысил свой голос против нового западного учения о Святом Духе и в защиту общепринятого до того времени учения о предвечном исхождении Святого Духа от Отца, укоряя латинян за незаконное прибавление к Символу веры и называя само учение о вечном исхождении Святого Духа «и от Сына» баснословным. На Соборе в 866 г. он осудил его прибавление, но папа Николай I Великий (858–867 гг.) вместо того чтобы очистить Символ веры от вкравшейся в него прибавки, писал к реймскому архиепископу Хинкмару и другим епископам Галлии, чтобы они всеми силами постарались доказать грекам исхождение Святого Духа и от Сына. Преемник Николая I Адриан II (867–872 гг.) осудил все определения созванного Фотием Собора 866 г. против латинян и, таким образом, возвёл Filioque на степень догмата. Следующий папа Иоанн VIII (872–882 гг.), соглашаясь с Фотием, обещал уничтожить незаконную вставку в Символ веры, и римские послы, присутствовавшие затем на большом Константинопольском соборе 879 г., действительно подписались под определением, которым снова навсегда запрещалось делать какие-либо прибавления к Никео-Цареградскому Символу веры. Папа в своём послании к патриарху Фотию назвал даже сообщниками Иуды тех, которые впервые внесли в Символ Filioque, объясняя, что Римская церковь никогда не принимала этой прибавки. Однако не получив того, чего он ожидал от Собора (подчинения себе болгарской церкви), папа не принял соборных определений и не исполнил своего обещания, так что Символ веры с прибавлением Filioque по-прежнему употреблялся в разных церквах Запада.

 



 
PR-CY.ru