Словарь по христианству Б БОГ ДУХ СВЯТОЙ - Страница 2

БОГ ДУХ СВЯТОЙ - Страница 2

Пятидесятники в своём учении из этих даров выделяют дар говорения на «иных языках» (глососолалия). При этом под иными языками они понимают не только иностранные, но иногда и особую непонятную для других (по мнению религиоведов) экстатическую речь, а наличие этого дара (в их понимании) считают свидетельством крещения Святым Духом. Так же понимается плод Святого Духа: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, добродетельность, вера, кротость, самообладание» (Галл. 5:22–23). Девять составляющих плода Святого Духа символически изображают в форме девятиконечной звезды, на лучах которой нанесены первые буквы латинских названий каждого из даров. В православии и католицизме дары Святого Духа сообщаются во всех церковных таинствах: крещении, миропомазании, рукоположении и др. В средневековой мистике развилось учение о Святом Духе как о символе новой постхристианской эпохи – Эры Святого Духа (Иоахим Флорский). В некоторых сектах и сегодня эксплуатируется идея догматической непрояснённости Святого Духа и развивается учение о новых воплощениях Святого Духа (Мария Дэви Христос, Эллис Лаквена), аналогичных Иисусу Христу. В Новом Завете видимые явления Святого Духа описаны в виде голубя (Лк. 3:22), огненных языков (Деян. 2:3), иных языков, когда люди, на которых снизошёл Святой Дух, начинали говорить на разных языках, которых до этого эти люди не знали (Деян. 2:3–10). В Евангелиях Святой Дух назван очищающей силой (Мф. 3:11) и преемником Иисуса Христа (Ин. 16:13). Хула на Святого Духа считается тягчайшим грехом. В православии и католицизме о Святом Духе говорится как о самостоятельной личности Божества, единосущной Богу Отцу и Богу Сыну, что и было зафиксировано на втором Вселенском соборе, в Никео-Цареградском Символе веры, согласно которому, по своему существу Бог Дух Святой одно с Богом Отцом и Богом Сыном (1 Ин. 5:7). Утверждается, что будучи истинным Богом, Святой Дух имеет и все божеские свойства (кроме личных свойств Отца и Сына), а также и божеские действия: всеведение (Ин. 14:26; 1 Кор. 2:10–11), вездесущие (Рим. 8:9), вечность (Ин. 14:16), всемогущество (1 Кор. 12:7–11), творение (Пс. 32:6; Иов. 33:4), пересоздание или возрождение душ (Ин. 3:5–6), очищение людей от греха, их оправдание и освящение (1 Кор. 6:11), промышление о мире (Пс. 103:30), приведение людей к тому, что они делаются чадами Божьими (Рим. 8:14–16), совершение чудес (Мф. 12:28), предсказание будущих событий через пророков (2 Пет. 1:19–21), содействие людям в совершении добрых дел (Рим. 8:26; Мф. 10:20). Учение о Святом Духе открыто людям только во времена Нового Завета в словах Иисуса Христа и писаниях апостолов. Так, в седьмой главе книги «Дидахе», которой пользовались апостолы, содержится формула крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа». В Ветхом Завете выражение «Святой Дух» встречается не часто (Быт. 1:1–2; Пс. 50:13; Ис. 63:10–11), хотя слово «дух» в еврейских Писаниях (со ссылкой на «дух Божий») употребляется много раз. В иудаизме Бог один, идея двоичности или троичности Бога для иудеев неприемлема, поэтому термин «Руах ха-Кодеш» («Святой дух») встречается часто лишь в талмудической литературе (термин «Руах ха-Кодеш» приводится один раз в Псалме 51:11, а также дважды в Книге Исаии). При этом существительное «руах» часто используется в отношении духа Всемогущего Бога, а также вообще относится к понятию «дух» и буквально означает «дыхание» или «ветер». В некоторых случаях это относится к пророческим вдохновениям, а в других используется в качестве обозначения силы Бога. У иудеев «святой дух» имеет определённую степень персонификации, но остаётся «качеством, принадлежащим Богу, одним из Его атрибутов». В иудаизме немало ссылок на Дух Божий (Руах ха-Кодеш), Святой Дух Иеговы (Яхве, ЙХВХ), однако он отвергает любую идею, что Святой Дух – это вечный Бог, часть триединого божества. Таким образом, Святой Дух иудаизмом всегда воспринимался и воспринимается до сих пор как действующая сила, дыхание самого Бога Иеговы (Яхве), которой Он всё делает и творит, однако он никогда не воспринимался и не воспринимается как личность. В христианстве, которое развилось на основе иудаизма и в первые века своей истории находилось под его влиянием, Бог один в трёх лицах, и Бог Дух Святой – часть триединого (при этом неразделённого) Бога. Доктрина о Святой Троице, включающая учение о природе Святого Духа, была сформулирована лишь в IV в., после обсуждений на Вселенских соборах, но идеи, выражающие это учение, были высказаны ещё в произведениях первых апологетов христианства.

 



 
PR-CY.ru