БОГ ОТЕЦ

БОГ ОТЕЦ – первое Лицо (Ипостась) Святой Троицы. Как и все Лица Святой Троицы, Бог Отец обладает свойствами присущими только Богу, равночестен в Своём Божественном достоинстве Сыну и Святому Духу, единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Сыном и Святым Духом. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Ему воздаётся единое и нераздельное поклонение, т.е. поклоняясь Богу Отцу, христиане поклоняются вместе с Ним Сыну и Святому Духу, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность. От двух других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Бог Отец предвечно рождает ипостась Сына и предвечно изводит ипостась Святого Духа. Бог Отец служит ипостасной причиной – связью и единением для Лиц Святой Троицы, поскольку Сын и Святой Дух, приемля от Него начало, к Нему же единому и возводятся, как Своему Виновнику. Один из отцов церкви Григорий Богослов (329–389 гг.) пишет: «Естество в Трёх, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом». Согласно учению отцов церкви, Бог Отец есть Божественный Ум (Разум), порождающий в вечности Слово и изводящий Святого Духа. Византийский богослов Иоанн Дамаскин (около 675 – около 753 гг.) учил: «Он – Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает». Григорий Богослов сказал, что само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности». Пресвитер Студийского монастыря Никита Стифат (около 1005 – около 1090 гг.) учил: «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая». Божественный Ум именем Отец наименовал Себя, желая раскрыть Своё родительское отношение к Своему Сыну – Слову. Это отношение человек постигает из отношения своего ума к внутреннему слову (мысли), поскольку является образом Божьим – образом Святой Троицы. Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867 гг.) учил: «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесённое слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа. Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестаёт рождать мысль, а мысль, родившись, не перестаёт снова рождаться и вместе с тем перебывает рождённой, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума». Учение православной церкви о личном свойстве Бога Отца имеет основания в Священном Писании: слова Спасителя: якоже Отец имать живот в себе, тако даде и Сынови живот имети в себе (Ин. 5:26); все те места, где Он называется Отцом по отношению к Сыну, которых бесчисленное множество: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти (Мф. 11:27); да еси чтут Сына, якоже чтут Отца, – а иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшего его (Ин. 15:23); места, представляющие Отца началом по отношению и к Святому Духу: егда же приидет утешитель, егоже аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне (Ин. 15:26); мы не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога (1 Кор. 2:12). Отсюда богословы делают вывод, почему Отец в порядке Божеских Лиц занимает первое место (Мф. 28:19) и называется первой Ипостасью Святой Троицы; что в Боге есть только одно начало Божества, Отец; что Отец служит как бы связью и единением для Лиц Святой Троицы, которые хотя едины по существу, но раздельны, как Лица. А чтобы правильно представлять личное свойство Бога Отца, предлагают помнить замечания древних учителей церкви, что Он рождает Сына и производит Святого Духа совершенно духовным образом, и следовательно, без всякого страдания, без всякого чувственного отделения, рождает и производит от вечности и вечно, рождает и производит так, как только Он один ведает и ведают Рождающийся от Него и Исходящий, а из тварей никто постигнуть не может; наконец, что безначальность, безвиновность исключительно усвояются Богу Отцу только по отношению к прочим Лицам Святой Троицы, а по Божеству безначальны и безвиновны и Сын, и Святой Дух, или лучше, собезначальна и собезвиновна вся Святая Троица.

 



 
PR-CY.ru